Общий вид цеха, оформленного согласно законам технической эстетики.
Слева показано, сколько получается отходов металла, если обрабатывать болты на металлорежущих станках, а справа — на кузнечно-штамповочном оборудовании. Номерами 1—4 показана последовательность операций при этом прогрессивном способе обработки.
в стружку 340 г металла. В год отходы составят 340X1000X100000=34 тыс. т! Автомобиль «Москвич» весит около тонны. Значит, только из этих отходов можно было бы изготовить 34 тыс. автомобилей! Как же согласиться на обработку болтов резанием, даже если она выполняется на самых высокопроизводительных автоматах! Поэтому технолог для изготовления болтов выберет кузнечно-штамповочное оборудование, причем возьмет высокопроизводительный автомат, который будет давать 400 штук в минуту, а отходы с одного болта составят всего 14 г. Потери же при изготовлении резьбы в обоих случаях примерно одинаковы.
Но иногда ни резание, ни литье, ни штамповка не позволяют технологу осуществить необходимую обработку. Например, нужно получить отверстие очень малого диаметра (1 —2 мм). Пытались такие отверстия сверлить. Неприятностей это причинило множество: при наличии малейшего дефекта в металле сверла ломались. А из такого отверстия обломок сверла не вытащишь. В твердых же материалах отверстия таких диаметров совсем нельзя просверлить.
Значит ли это, что подобные отверстия вообще получать невозможно? Конечно, нет. Несколько лет назад в нашей стране, а затем и в других странах был разработан совершенно новый способ обработки металлов — электроэрозионный.
Передовой технолог — это специалист, который всегда недоволен существующей технологией. Он убежден, что всегда можно найти более совершенные способы обработки. И он ищет новое. Но технолог не отказывается и от старых технологических процессов, а всегда старается найти в них новые возможности.
Вот, например, пайка. Это один из старейших технологических процессов, известный еще в древнем мире. Пайка всегда считалась кустарным процессом, пригодным лишь для мастерской по ремонту предметов домашнего обихода. Казалось бы, к чему она на современном заводе, выпускающем большое количество машин? Но технологи сумели автоматизировать пайку, построили для нее высокопроизводительные конвейерные печи. В результате один рабочий может за смену спаять много тысяч деталей. Так на автомобильных заводах паяют трубки радиаторов: за одно погружение в печь, за 1 — 2 минуты, сразу скрепляют между собой несколько сотен трубок.
Ржавую деталь можно опустить в соляную или серную кислоту, где ржавчина, конечно, растворится. Однако вместе с ней будет растворяться и сам металл. Чем же защитить поверхность металла от растворения? Для этого имеются особые вещества — ингибиторы, добавление которых в кислоту предохраняет металл от растворения, но не лишает кислоту способности растворять ржавчину. Один из таких ингибиторов — уротропин, который можно купить в любой аптеке. Одной таблетки уротропина (0,5 г) достаточно на литр раствора. Можно в качестве ингибитора использовать картофельную ботву. В стеклянный или фарфоровый сосуд положите листья картофельной ботвы (свежие или засохшие). Затем залейте листья вровень 5—7-процентным раствором серной или соляной кислоты и перемешайте. Через 15—20 минут можно положить в раствор стальную деталь, имеющую ржавчину.
Свести ржавчину с различных железных изделий можно при помощи специального состава, состоящего из парафина и керосина. Приготовляется состав следующим образом: мелко наструганный парафин насыпается в бутылку (приблизительно до ее половины), после чего в нее доверху наливается керосин. Бутылка должна стоять в теплом месте, пока парафин растворится. Затем полученным составом покрывают ржавые места на изделии и через сутки вытирают жесткой тряпкой или бумагой.
Этот же состав хорошо предохраняет от ржавления. Насухо вытертые и покрытые им железные вещи могут лежать, не ржавея, многие месяцы.
70