операции, на которые был расчленен трудовой процесс, в принципе можно было поручить машинам. Именно мануфактуры создали предпосылки для победы машинной техники.
Но одних машин недостаточно — их надо приводить в движение. Был нужен такой источник энергии, который не был бы «привязан» к одному месту, как энергия текущей воды, не зависел бы от погоды, как энергия ветра.
И такой вид энергии нашли — тепло, энергия водяного пара. Над тем, как обуздать эту энергию, трудились многие изобретатели в XVII и XVIII вв.— англичане Томас Севери и Томас Ньюкомен, француз Дени Папен, русский И. И. Ползунов...
В 1698 г. Т. Севери изобрел паровой насос для откачки воды из шахт. А в 1705 г. Т. Ньюкомен, познакомившись с работами Д. Папена, создал пароатмосферную машину. Принцип ее работы был такой: пар из котла входил в цилиндр и поднимал его доверху. Затем в цилиндр под поршень пускали воду, пар конденсировался, давление понижалось, и атмосферное давление опускало поршень вниз. Машина была крайне громоздкой, действовала неравномерно и требовала огромного количества угля. Поэтому ее можно было использовать только для откачки воды на шахтах.
Первый паровой двигатель непрерывного действия создал И. И. Ползунов. Его машина была построена в 1766 г. и некоторое время работала на Урале на металлургическом заводе. Создателем универсального парового двигателя, который получил широкое распространение, стал английский механик Джемс Уатт. Работая над усовершенствованием пароатмосферной машины Ньюкомена, он в 1784 г. построил двигатель, который годился для любой машины. А нужда в таком двигателе была тогда огромная. В наиболее развитых странах Европы ручной труд на капиталистических фабриках и заводах все больше заменялся работой машин. Универсальный двигатель был необходим производству, и он был создан. Таков закон развития техники — изобретения появляются и внедряются в жизнь тогда, когда в них возникает необходимость.
В конце XVIII — начале XIX в. появляются машинные фабрики и заводы — комплексы машин, которые при помощи системы передач (трансмиссий) приводились в движение одним двигателем. Наступает время, названное в истории техники промышленным переворотом. С этого периода техника начинает развиваться значительно быстрее, чем раньше.
В XIX в. становятся все более многочисленными фабрики и заводы с машинным производством, на которых станки приводились в движение через сложную систему передач.
Особенно важным результатом промышленного переворота было возникновение машиностроения, т. е. предприятий, делающих машины для других фабрик и заводов.
Развиваются горное дело, металлургия, металлообработка. Большое значение приобретает резание металлов. Андреем Нартовым еще в первой четверти XVIII в. был изобретен механический суппорт для токарного станка. (Несколько десятилетий спустя это изобретение повторил английский механик Г. Модели.) Станки с механическим суппортом постепенно распространились во многих странах. Теперь на токарном станке можно было делать сложные детали машин с такой точностью и быстротой, что с ними не мог конкурировать даже самый искусный ремесленник.
Сотни и сотни фабрик, заводов заработали на полный ход. Дымили тысячи труб, стучали и гремели станки, рабочие трудились с утра до ночи. Развивающееся производство ежедневно требовало огромного количества каменного угля, дров, металла, хлопка и других материалов. А на складах скапливались кипы готовых товаров. Как все это вывозить? Лошади и медлительные парусные суда, зависящие от капризов погоды, не могли справиться с постоянно растущим потоком грузов. Для развивающегося машинного производства нужен был и механический транспорт.
И такой транспорт вскоре появился. Помог этому все тот же универсальный паровой двигатель. В 1803 г. в Париже на р. Сене американец Р. Фультон впервые испытал судно, движимое силой пара. А через четыре года по р. Гудзону уже ходил построенный Фультоном
25