Лежбище моржей.
он пробивает ими отверстие во льду, выставляет ноздри и дышит. Клыки есть и у самцов, и у самок, только у самцов они крупнее и сплюснуты с боков.
Однажды ученым удалось наблюдать, как трогательно заботится самка о своем детеныше. Когда лодка с людьми приблизилась к лежбищу, моржи бросились в воду, но одна самка замешкалась, так как ее детеныш, не чуя опасности, не хотел покинуть льдину. Взволнованная мать подталкивала мордой и ластами беспечного малыша, пока не втолкнула его в воду и не скрылась вместе с ним.
Когда на моржонка нападают, он издает громкие и отрывистые звуки; заслышав их, мать сейчас же бросается защищать его. Был случай, когда моржонка отвезли на катере за 2,5 км от лежбища и подняли на судно. По сильному крику детеныша самка нашла это судно и целые сутки плавала вблизи него, подзывая детеныша, и набрасывалась на проходящие мимо катера. Когда моржонка спустили в воду, самка успокоилась и вскоре исчезла вместе с ним.
Моржонок кормится материнским молоком не менее года, а расстается с матерью только в трехлетнем возрасте.
Гораздо меньше, всего от 2 до 4 недель, кормится молоком матери детеныш гренландского тюленя — лысуна. Эти тюлени целыми стадами появляются осенью в Белом море.
Безобидного зверя привлекает в Белое море то, что льды в этих местах не сплошные: сильные течения разбивают ледяные поля на от-
дельные льдины, с которых можно в любое время сойти в воду. Кроме того, здесь не водится самый страшный враг тюленей — белый медведь: на таком льду ему трудно охотиться за добычей.
Самый мелкий тюлень — нерпа — весит до 70 кг. Обитают нерпы на обширном пространстве от Балтики до Приморья. Живут они и во внутренних водоемах — в Каспийском море, в Байкале и в Ладожском озере. В СССР охотники ежегодно добывают до 50 тыс. нерп.
Нерпу сравнительно легко увидеть у морского берега среди льдов. Если в сплошном прибрежном льду есть полынья, то почти наверное тут живет нерпа.
Вот по полынье побежали легкие волны, мелькнула круглая головка и исчезла. Спустя 5—10 минут она снова показалась, отрывисто вдохнула и опять нырнула под лед. Воздух для нерпы необходим, так же как для человека. Когда лед еще тонкий, нерпа ластами пробивает прорубь. В мороз эта лазейка не замерзает, так как животное постоянно лазает то на льдину, то в воду. Могут нерпы пробить отверстие и в толстом льду. Они собираются кучкой под небольшой трещиной. От их теплого дыхания лед тает.
Около полыньи или проруби иногда расположена неглубокая снежная яма. В ней сидит небольшой пушистый детеныш нерпы. Он такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза да темный кончик носа. Нерпа-мать, выбрасывая в стороны передние ласты и цепляясь когтями за неровности льдины, подползает на брюхе к пушистому зверьку;
400