щая самка, муравейники с несколькими такими самками — редкое явление.
Личинки муравьев — безглазые, безногие, нежные и совершенно беспомощные белые «червячки». Они требуют постоянного ухода. Для развития личинок необходимы тепло и определенная влажность воздуха, и муравьи часто переносят личинки с места на место: днем — в верхние этажи муравейника, на ночь и в плохую погоду — в нижние. Личинки лежат кучкой в общей камере. На эту кучу муравьи кладут кусочки принесенной им добычи. Изгибаясь и приподнимая передний конец тела, личинки впиваются в корм.
Развившись, личинка рыжего муравья начинает ткать кокон и превращается внутри него в куколку, очень похожую на муравья, но только белую и мягкую. Коконы муравьев неправильно называют муравьиными яйцами. Настоящие яйца муравьев значительно мельче — меньше булавочной головки. Как и за личинками, муравьи ухаживают за коконами и переносят их с этажа на этаж. Если разрушить муравейник, в первую очередь муравьи спасают коконы.
Из неоплодотворенных муравьиных яиц развиваются самцы, а из оплодотворенных, в зависимости от ухода и корма, — самки-матки или рабочие муравьи (бесплодные самки), У многих видов муравьев бывает несколько форм рабочих особей. Очень крупные рабочие муравьи с большой головой и сильно развитыми челюстями — «солдаты». Они — главные защитники гнезда. А у мексиканских медовых муравьев есть даже особи, которые служат живой тарой для хранения запасов пищи. Такой муравей наполнен медом, и его раздутое брюшко напоминает бочонок.
Многие виды муравьев утратили жало/ Но
Особи мексиканских медовых муравьев — живая тара, в которой хранится запас меда.
у рабочих муравьев есть ядовитая железа. Кусая, муравей одновременно подгибает брюшко вперед, ближе к голове, и выбрызгивает из его нижней части едкую жидкость — муравьиную кислоту. Попадая в ранку, муравьиная кислота вызывает жжение. Если потревожить муравейник, по нему забегают сотни муравьев. При этом они раскрывают челюсти и изгибают брюшко. Выбрызгивая из брюшка муравьиную кислоту, насекомые создают над гнездом своего рода «химическую завесу».
У муравьев плохое зрение, но зато сильно развиты обоняние и осязание. Органы обоняния расположены у них на усиках. Шевеля ими, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху насекомые узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу к муравейнику, вокруг которого много «душистых тропинок», протоптанных муравьями.
Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, оцепеневают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейники снова оживают.
Большинство видов муравьев постоянно обитают в муравейниках, но есть виды, которые ведут кочевую жизнь, например южноафриканские муравьи дорилины и южноамериканские эситоны. Густыми колоннами переходят они с места на место, пожирая на своем пути все живое. Вот как описывает очевидец приближение «черной смерти» — походных колонн муравьев эситонов, по-местному — «тамбоча»: «Вопль его был страшнее клича, возвещавшего о начале войны:
- Муравьи! Муравьи!
Муравьи! Это означало, что людям немедленно следовало прекратить работу, бросить жилища, огнем проложить себе путь к отступлению, искать убежища где попало. Это было нашествие кровожадных муравьев тамбоча. Они опустошают огромные пространства, наступая с шумом, напоминающим гул пожара. Похожие на бескрылых ос с красной головой и тонким тельцем, они повергают в ужас своим количеством и своей прожорливостью. В каждую нору, в каждую щель, в каждое дупло, в листву, в гнезда и улья просачивается густая смердящая волна, пожирая голубей, крыс, пресмыкающихся, обращая в бегство людей и животных...»
У обитающих в Европе муравьев-амазонок все рабочие особи — «солдаты». Их длинные
352