Лужанка.
лишь задний конец ее раковины. Моллюск неподвижен, только легкое движение воды из слегка приоткрытых створок раковины показывает, что это живое существо. Если дотронуться до раковины, створки закроются и ток воды прекратится. Пока перловица жива, раскрыть ее раковину невозможно: два сильных мускула удерживают створки закрытыми. Но у мертвого моллюска створки легко раздвигаются.
Раковина перловицы снаружи бурая и невзрачная. Часто она покрыта наростом водорослей, иногда на ней поселяются небольшие губки. Но внутри раковина, очищенная от мяса, отливает радужной игрой перламутра и очень красива. Перламутр крупных перловиц используется в промышленности: из него, например, изготовляют пуговицы, нарезают пластинки для украшения аккордеонов.
Перловица и ее личинка глохидий (справа). У глохидия видна клейкая нить, которой он приклеивается к коже рыбы.
Между створками раковины в просторной полости заключено тело перловицы. По обоим бокам его, плотно прилегая к раковине, лежат две складки кожи. Это так называемая мантия. Мантия и нежные жабры, висящие по сторонам между ней и телом, подобно кружевным занавескам, покрыты микроскопическими ресничками. Движение ресничек создает в полости, ограниченной мантией, ток воды. Она входит в эту полость, омывает тело перловицы и ее жабры и снова выходит наружу. Непрерывный ток воды приносит моллюску растворенные в ней кислород и пищу. Питается перловица мельчайшими частицами отмерших растений, микроскопическими водорослями и инфузориями.
Передвигается перловица мало, чаще по ночам, и очень медленно, со скоростью не более
20—30 см в час. Как и все моллюски, она передвигается с помощью мускулистой «ноги», имеющей форму плуга. Потому-то перловица и оставляет на песке след в виде глубокой волнообразной бороздки.
Из яиц перловицы выходят личинки — глохидий. Сначала они лежат в решетчатых жабрах моллюска. Каждый глохидий заключен, как и взрослая перловица, в двустворчатую ракушку, края створок которой изрезаны острыми зубцами. Моллюск с силой выбрасывает из своей раковины воду вместе с бурой массой глохидиев. Личинки плавают в воде, хлопая зубчатыми створками. Если мимо них проплывает рыба, они вцепляются в ее кожу и в плавники. Те же личинки, которым не посчастливилось, вскоре опускаются на дно и погибают. Прицепившиеся к рыбе глохидий живут на ее коже как паразиты, питаясь ее кожными тканями. Если таких паразитов на рыбе много, она заболевает и гибнет. Но обычно рыба подолгу носит на себе глохидиев. Закончив на ее коже свое развитие, маленькие ракушки отрываются и падают на дно.
Такой временный паразитизм способствует расселению медленно передвигающихся перловиц на новые места реки или озера. Но достигается это дорогой ценой: лишь небольшая часть потомства перловицы прицепляется к коже рыб, а громадное большинство личинок гибнет.
Беззубки сходны образом жизни и способом размножения с перловицами. Встречаются они чаще всего в водоемах с очень слабым течением.
Живут наши речные ракушки долго — до 10 —15 лет. За это время раковина моллюска нарастает и по краю, и в толщину. На внешней стороне раковины можно различить кольца прироста, а при некотором навыке — даже и определить приблизительно возраст моллюска.
Из ракообразных животных в наших пресных водах самое крупное — обычный речной рак. Его длина достигает 20 см. Тело рака четко разделяется на переднюю часть — слитную головогрудь, покрытую буро-зеленым прочным панцирем, и членистое брюшко с широким плавником на конце. На голове рака две пары усов. Первая пара — короткие двойные усики. Это органы обоняния и осязания. Более заметна вторая пара усов. Они длиннее первых. Ими
317