На островах Малайского архипелага и на Новой Гвинее над цветущими кустарниками носятся, редко размахивая крыльями, золотисто-желтые орнитоптеры — «птицекрылки». Орнитоптера крез — прекраснейшая бабочка в мире. Размах ее бархатисто-черных с оранжевыми пятнами крыльев достигает 17,8 см. В тропиках чаще, чем в умеренном поясе, встречаются ярко окрашенные, с металлическим отблеском и сложным разнообразным рисунком дневные бабочки — голубые и зеленые, синие и великолепные красные, шелковисто-желтые и бархатисто-черные.
У некоторых видов бабочек красочные пятна состоят как бы из расплавленного серебра и золота на фоне ярко расцвеченных крыльев. В лучах солнца их крылья переливаются и в каждое мгновение, при каждом их повороте окраска кажется меняющейся. Но это не окраска, а отражение и рассеивание света мельчайшими чешуйками крыльев. Под микроскопом эти чешуйки бесцветны. На задней паре
крыльев у многих бабочек разных семейств есть длинные или заостренные, часто изящно изогнутые и ложкообразные хвосты.
Среди многочисленных видов тропических муравьев особенно интересны своим значением в жизни леса муравьи листорезы-садоводы. Они живут огромными колониями в тропиках Южной Америки. Их подземные гнезда занимают площадь до 30 м в поперечнике.
В одной колонии-семье живут сотни тысяч муравьев. От гнезда в разных направлениях идут в земле ходы — туннели, иногда на расстояние до 200 м.
Муравьи выходят из подземных туннелей, расчищают от опавших листьев и комочков земли длинные и широкие (20—30 см) дорожки, поднимаются на деревья,
Бабочки, обитающие в тропической Азии: вверху — орнитоптера папилио хелена (размах крыльев 12,3 см), внизу — парусник-империал (размах крыльев 8,4 см).
Древесный муравьед тамандуа.
вырезают челюстями кусочки листьев и несут их в свое гнездо, в «грибные сады». Там они засевают на растительную массу особый грибок. Сладкими вздутиями грибков кормятся и муравьи, и их личинки. Это их главная и почти единственная пища; сами листья муравьи в пищу не употребляют.
Вторая группа чрезвычайно интересных воинственных хищных муравьев — это дорилусы в тропиках Африки и Азии и эситоны в Южной Америке. Они странствуют большими отрядами. В отряде несколько сот тысяч, иногда до двух миллионов муравьев. На своем пути муравьи убивают и съедают все живое: насекомых, улиток, ящериц, змей, нападают на домашних птиц, мелких млекопитающих, на обезьян — поставляют после себя чистые скелеты. Однажды леопард в клетке был заживо съеден дорилусами за одну ночь. Муравьи эти активны по ночам и в сумерки, но нередко они активны и днем. Будучи слепыми, рабочие муравьи (они составляют главную массу муравьиной семьи) прекрасно ориентируются осязанием и обонянием.
Неисчислимое количество муравьев и термитов (см. ст. «Общественные насекомые») в тропических странах служит пищей приспособленным для этого животным.
В Южной Америке муравьеды трех видов и разной величины питаются только муравьями и термитами; их же едят отчасти и броненосцы.
В Африке этими насекомыми питаются трубкозубы и ящеры панголины. Муравьеды, трубкозубы и панголины крепкими когтями раскапывают прочные гнезда термитов, длинным липким языком слизывают мелких насекомых и наполняют ими свой желудок. Зубов у них нет. В Африке муравьями и термитами питается гиенообразный земляной волк; в Австралии и Новой Гвинее живет сумчатый муравьед, величиной с нашу белку.
Насекомоядные птицы ловят крылатых муравьев и термитов на лету, собирают их на зем-
293