Есть в лесу места, где жизнь поражает своим невероятным обилием: это поляны, ручьи, берега рек, озер, болот и край леса. Гниение упавших деревьев, а также распад листьев, коры, рост грибов на них, обилие цветов на открытых полянах, куда проникает достаточно света, — все это привлекает огромное количество насекомых.
Если исследователь найдет такое место, он за месяц может собрать больше насекомых разных видов, чем за год в глубине нетронутого леса. Здесь ловятся жуки: златки, зеленые бронзовки, великолепные усачи и изящные слоники, скопляющиеся на деревьях. Пестрые клопы, цикады, бабочки и перепончатокрылые — все тут можно встретить, и все показывает великое богатство тропической фауны.
На опушке леса, у воды, на болотах путешественник может услышать голос первобытного леса. Вечером при быстром наступлении темноты раздается пронзительное пение цикад и стрекотание сверчков. Потом начинается музыка древесных и наземных лягушек, звучащая то как звонкий, чистый колокольчик, то как удары стального молотка по металлической пластинке, то как кряхтенье, кваканье, храп и сопение. Стаи попугаев с шумом летят вечером из глубины леса, где они кормились днем, на опушку— место своего ночлега. И долго еще несутся их крики, передразнивание и пение. Летучие мыши снимаются с места дневного сна.
В лесах Южной Америки — в Бразилии и Парагвае — с наступлением ночи слышен отрывистый рев большого ягуара, или пумы, а обезьяны-ревуны начинают свой однообразно-плачевный вой. С озер и рек слышится рев крокодилов. Мощную симфонию этого бурного проявления жизни дополняют как бы танцующие — то быстро проносящиеся в полете, то неподвижные на земле — огоньки светящихся жуков и их ползающих личинок. Крупные животные скоро успокаиваются, и только «концерт» насекомых и древесных лягушек длится всю ночь.
В равномерно теплом климате при обилии влаги и пищи насекомые интенсивно размножаются; поколения следуют одно за другим гораздо быстрее, чем в наших широтах.
Под тропиками длительность жизни поколения некоторых насекомых примерно 30 дней.
Вверху — жук-геркулес (длина тела 15 см), обитает в тропических лесах Южной Америки; внизу — жук-голиаф (длина тела 10 см), обитает в лесах Экваториальной Африки.
Если пара насекомых — самец и самка — отложит 100 яиц и если все их потомство разовьется и в свою очередь отложит яйца, то через год потомство от одной пары насекомых достигнет 488 триллионов экземпляров. В умеренных же широтах пара насекомых может дать за год всего два поколения и ее потомство достигнет через год только 5 тыс. экземпляров. В действительности такого размножения не происходит: многие насекомые развиваются медленнее и, кроме того, погибают от хищников и многих других причин.
Тропическая зона чрезвычайно богата насекомыми всех отрядов. Комары, мухи и москиты, например в Бразилии, водятся в таком неисчислимом количестве, что во многих местах делают жизнь человека невозможной: многие из них не только мучают людей укусами, но и переносят возбудителей тропической малярии и других опасных болезней.
В областях, покрытых мощными лесами, многие насекомые ведут древесный образ жизни. У хищных жуков из лесов Амазонки, обычно живущих на земле, ножки приспособлены для лазания по деревьям.
Разнообразие видов бабочек в тропиках очень велико. Около устья Амазонки, в окрестностях города Пара, в удачный день можно собрать 60—70 видов, а за год — до 600—700 видов, в то время как во всей Англии найдено 65 видов дневных бабочек, а в Германии 150.
В Южной Америке можно встретить больших дневных бабочек — морфо. Они медленно порхают в разных ярусах леса и по лесным опушкам. Крылья у них металлически-блестящие, голубые, фиолетовые или же шелковисто-палевые.
Размах крыльев ночной бабочки тизании достигает 29,5 см; это самая крупная бабочка в мире.
292