Таблица к статье «Животные за полярным кругом».
Животные Арктики: на переднем плане — нерпа и белый медведь; дальше — песцы и лежбище моржей; на скале— птичий базар; вдали в море видны фонтаны китов.
Таблица к статье «Животные за полярным
кругом».
Животные тундры: на переднем плане — кулики-чернозобики, песец и в кустах— лемминг, на камне — белая сова; дальше — стадо северных оленей; в воздухе — орлан-белохвост и лебеди.
пространен белый гусь, у нас же его гнездовые колонии имеются только на о-ве Врангеля. Гусь-белошей обитает лишь в узкой зоне Берингова пролива.
Чаек за полярным кругом насчитывается полтора десятка видов. Крупнейшие из них — полярная чайка (или бургомистр), гнездящаяся только в Арктике, и гораздо шире распространенная серебристая. Обе чайки величиной с хорошую казарку. Они вооружены мощным острым клювом и отличаются хищническими наклонностями.
Среди чаек помельче наиболее характерна для морских побережий Арктики и дрейфующих льдин белая чайка, а самая редкая заполярная чайка — розовая. В период размножения снизу она розоватого или даже ярко-красного цвета. Питается эта чайка необычно: не рыбой, а насекомыми и пресноводными беспозвоночными.
Внешне резко отличаются от настоящих чаек более темной, коричневатой общей окраской тела и почти черной «шапочкой» на голове поморники. Они настоящие грабители: отнимают добычу у других птиц, разоряют их гнезда, хватают птенцов.
Заполярные болота и озера не мыслятся без гагар. Самые вездесущие из них — краснозобая и чернозобая; однако они гнездятся и к югу от полярного круга.
Что касается журавлей, то их в тундре хоть и два вида, но они редко кому попадаются на глаза. Канадский журавль обитает у нас только в районе Анадыря; другой же вид — белый, или стерх, гнездится почти исключительно по болотам низовьев Индигирки.
Не обходится тундра и без воробьиных птиц. Поблизости к ее южной границе их около двух десятков видов; однако настоящих почти повсеместно гнездящихся «тундровиков» вряд ли наберется с десяток. В первую очередь это две овсянковые птички — светло окрашенная пуночка и лапландский подорожник, похожий на воробья. Характерны для тундры еще чечетка, полярный жаворонок (рюм), краснозобый конек.
Встретить там можно и трясогузку, и камышовку, и многих других. Но ведь всех даже упомянуть невозможно.
Кайра.
Полярный воробей — пуночка.
На многих скалистых островах образуются грандиозные скопища морских колониальных птиц — птичьи базары. Они состоят в основном из чистиков, кайр, люриков, отчасти напоминающих гагар. Встречаются там и тупики (а на востоке — топорики и др.) с массивными секироподобными, сплющенными с боков клювами. Все они, стоя, принимают вертикальное положение, почти как пингвины. Вместе с ними часто селятся и трехпалые чайки (моевки).
Ошеломляющее и незабываемое впечатление производят птичьи базары на каждого, кто видит их впервые. Не веришь глазам, когда смотришь на такое невообразимое множество птиц. Тесные уступы скал покрыты сотнями тысяч пернатых. Птицы не только облепили скалы, но и носятся в воздухе, качаются на волнах.
Кайры и другие чистиковые откладывают нормально только одно яйцо, не делая для него даже особой подстилки; грушевидная, резко суженная к одному концу форма яйца предохраняет его от скатывания с карниза. Насиживают попеременно оба родителя. Подросший птенец примерно в месячном возрасте отваживается покинуть родное место, он бросается в воду, планируя на раскрытых крыльях.
Иного характера гнездовые колонии обыкновенной гаги — поставщицы драгоценного пуха. Эти птицы селятся невысоко на небольших островах, обычно недоступных для песцов. Она не столь широко распространена, но зато гнездится колониально. У селезней этого вида очень красивый брачный наряд. В его расцветке есть все краски Арктики: белизна снега, чернота скал, зеленоватый цвет льда, розовато-желтоватый цвет зари. Бурое оперение насиживающих самок так сливается с общим фоном каменистого грунта, прикрытого местами куртинами мхов, травы, стелющимся побуревшим кустарником, что, не всматриваясь специально, птиц трудно заметить. В гнезде, густо обложен-
273