первой: она гораздо пышнее. К тому же тундровый волк крупнее. А чем крупнее теплокровное животное, тем меньше оно теряет своего тепла, излучаемого с поверхности, поскольку на единицу массы тела у него приходится меньшая поверхность излучения.
Наряду с хорошей меховой защитой от холода у большинства тундровых зверей к зиме накапливаются еще и подкожные отложения жира. Они не только создают дополнительную теплоизоляционную прослойку, но служат и энергетическим запасом, расходуемым в случаях вынужденной голодовки, от которой в Арктике животные не застрахованы.
Несмотря на весь этот арсенал средств, используемых против чрезмерной теплоотдачи, четвероногим, конечно, не очень приятно оставаться на ветру в непогоду. Песцы пережидают ее в снежных убежищах, свернувшись калачиком и зарывшись мордой в пушистый хвост. Отсиживаются в снегу и зайцы. Ищут укрытия от ветра волки, олени. Лемминги же почти всю зиму проводят под снегом.
Но чтобы перезимовать, одной защиты от холода недостаточно. Нужна пища. Основу ее здесь, как и везде, составляют растения; и хотя зимой в Заполярье растительного корма не очень много, его все же хватает, чтобы растительноядные животные могли прокормиться.
А там, где существуют эти животные, появляются, естественно, и хищники, живущие за их счет.
Одно из основных звеньев несложной цепи, связывающей кормовыми зависимостями теплокровных животных тундры, представляют собой лемминги. Не будь в тундре леммингов, не осталось бы в ней ни песцов, ни горностаев, невозможной была бы там и жизнь некоторых хищных птиц. На первый взгляд лемминги очень похожи на мышей, но истинное их место в зоологической классификации — среди полёвок, менее разборчивых в корме.
В наших тундрах обитают четыре вида леммингов, но наиболее широко распространены и многочисленны обский и копытный.
Название «копытный» дано из-за особого строения передних лапок животного: к зиме два пальца их необычайно разрастаются, ороговевают и, сливаясь с когтями, образуют подобие вильчатых копытцев.
Лемминг.
Летом лемминги живут в неглубоких, часто очень разветвленных норках, проделываемых в грунте или в моховом слое, пользуются и естественными убежищами. Шмыгая на поверхности от норки к норке во время кормежки, они протаптывают настоящие дорожки. Зимой прокладывают длинные снежные норы; столь же усиленно, как летом, питаются, не брезгуя самыми грубыми частями осок и пушицы, побегами и листьями кустарничков; свивают из травинок гнезда, в которых иногда даже зимой размножаются. Темпы размножения леммингов необычайны: в течение года они способны более трех раз приносить по 5—6 детенышей. При благоприятных условиях население их быстро увеличивается и в некоторые годы достигает великого множества. Тогда летняя тундра буквально кишит леммингами. За их счет живут не только четвероногие и пернатые хищники, но и поморники, чайки; хватают их даже северные олени.
От такой скученности среди леммингов быстро развиваются эпизоотии, наступает почти повальный мор, после которого вместо «мышиной напасти» тундра на год, на два пустеет от этих зверьков.
Вот в такие «неурожайные» на леммингов годы туго приходится их потребителям, и в особенности песцам. Пока еще можно то там, то здесь подобрать павших леммингов, а кое-где подцепить и живого, песцы не испытывают большого голода, но когда кончается и такой корм, для них наступает поистине трудное время. Тщетно рыщут они тогда по опустевшей и заснеженной тундре и, не находя желанной добычи, изголодавшиеся, устремляются к морскому побережью. Здесь им нет-нет, да и удастся поживиться кое-какими случайными дарами не всегда щедрого полярного моря. Бывает, выплескивает оно на берег большими массами полярную тресочку — сайку. Тогда песцы живут безбедно.
Чаще, однако, они находят там гораздо более скудные выбросы. Не довольствуясь ими, песцы нередко отваживаются пускаться в плавание на дрейфующих льдах, пытаясь найти там хоть какую-нибудь еду, например остатки от трапезы медведя.
В бескормные годы размножаются песцы слабо: в помете у них вместо обычных 10—12 и даже более детенышей бывает только 2—3; нередко они и совсем не приносят потомства. Их норы, устраиваемые по склонам речных долин или в рыхлом грунте холма, остаются нежилыми.
268