но окрашиваться определенными красителями, т. е. сильно и при этом избирательно поглощать их.
Так, исходя из структурной формулы хинина, в лабораториях были созданы новые лекарства, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и не вредят живой ткани.
Ну, а малярия, в борьбе с которой были заложены основы рациональной химиотерапии? Руководствуясь общей идеей «архитектурного» плана молекулы хинина, в Германии и в СССР были созданы чисто синтетические противомалярийные препараты — акрихин, плазмохин и плазмоцид. Они равноценны природному хинину и почти полностью заменили его.
Структурная формула плазмохина (рис. 3— цв. табл. к стр. 497) показывает, какое близкое родство у искусственных противомалярийных лекарств с природным хинином. Общая всем им часть молекулы изображена на зеленом фоне; надстройка сверху (вместо атома водорода) относится к хинину; пристройка снизу (вместо атома водорода) — к плазмохину.
В настоящее время одно из первых мест среди химических средств борьбы с микробами занимают так называемые сульфаниламидные препараты. История их открытия поучительная. В начале XX в. химики искали новые пути синтеза красителей, причем в качестве исходного продукта брали сульфаниловую кислоту — чрезвычайно удобное для самых разнообразных перестроек вещество.
Поиски новых красителей увенчались блестящим успехом. Но до 1935 г. никто не подозревал, что получающиеся при синтезах продукты представляют собой грозное оружие против очень опасных микробов. Когда же это обнаружилось, поиски приняли новое направление. Химики синтезировали один сульфаниламидный препарат за другим и передавали их в руки медиков, а врачи тотчас же проверяли действие нового препарата на искусственно зараженных разными микробами животных. Масштабы работы были огромны. Один за другим синтезировались многие тысячи препаратов, чтобы отобрать из них десяток-другой наиболее успешно действующих. Сейчас широко известны названия таких веществ: сульфидин, стрептоцид, сульфазол, сульфадимезин. Все они получаются из сульфаниловой кислоты замещением в ней атома водорода (отмечен звездочкой) на тот или
иной радикал (рис. 5— цв. табл. к стр. 497) и объединяются под стеклом аптечной витрины общим названием «сульфамиды».
Зная строение молекул, химики могли не только создавать новые лекарства, но и понять, как именно эти лекарства действуют. Микробы нуждаются в витаминах. Таким витамином для них служит парааминобензойная кислота. Она присутствует в нашей крови в ничтожных количествах. Если бы ее не было совсем, поселившиеся в нас микробы не погибли бы, но перестали бы размножаться.
Теперь сравните строение молекул парааминобензойной, сульфаниловой кислот и сульфидина (рис. 5— цв. табл. к стр. 497). Сходство их бросается в глаза. Мы уже сравнивали отношение лекарств к живым организмам с отношением ключей к отпираемым ими замкам. Представим себе, что молекула парааминобензойной кислоты — это настоящий «ключ», а молекула сульфидина — «ключ» поддельный. Он вошел в замочную скважину, но не отпер замок, а застрял в нем так прочно, что его не открыть и настоящим ключом. Примерно так мы и представляем себе действие сульфамидных препаратов на микробы. Бактерия ассимилирует «по ошибке» вместо парааминобензойной кислоты сходные с ней молекулы сульфамидного препарата. Теперь необходимо лишь поддерживать в организме достаточную концентрацию лекарства, чтобы он мог расправиться с парализованными, но еще живыми микробами.
Если микроб не нуждается в парааминобензойной кислоте, то он не поддается действию сульфамидных лекарств, и поиски химического оружия против него должны идти в другом направлении.
Еще в XIX в. было известно целебное действие салициловой кислоты при ревматизме. Но, пока ее с большими трудностями добывали только из растительного сырья, она была очень дорога. В 1874 г. нашли простой способ превращать в салициловую кислоту фенол путем внедрения в его молекулу молекулы угольного ангидрида (рис. 4— цв. табл. к стр. 497). Это был первый синтез природного лекарственного вещества. С него началось промышленное производство как самой салициловой кислоты, так и других лекарств, образующихся путем усложнения ее молекулы: это утоляющий боль и понижающий жар аспирин, салол, дезинфицирующий кишечник, и т. д. Как оружие против микробов салициловая кислота малоэффективна.
Но в числе ее производных оказался и ПАСК — препарат, останавливающий рост
495