Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

У первой струны:

основной тон — 200 гц,

первый обертон — 400 гц,

второй обертон — 600 гц

третий обертон — 800 гц,

четвертый обертон— 1000 гц,

пятый обертон — 1200 гц.

У второй струны:

основной тон — 400 гц

первый обертон — 800 гц,

второй обертон — 1200 гц,

третий обертон — 1600 гц,

четвертый обертон— 2000 гц,

пятый обертон — 2400 гц.

Отношение частот у основных тонов равно 1:2, т. е. октава. При совместном звучании обеих струн три тона у них совпадают: 400, 800 и 1200 гц. Чем больше в совместном звучании одинаковых тонов, тем больше сродства в со­звучии струн. В этом случае биений нет совсем. Такое созвучие называют консонансом.

Если вторую струну заменить третьей, у ко­торой:

основной тон — 410 гц,

первый обертон — 820 гц,

второй обертон — 1230 гц,

третий обертон — 1640 гц,

четвертый обертон — 2050 гц,

пятый обертон — 2460 гц,

то совместные звучания первой и третьей струн будут давать биения: 400 и 410 гц, 800 и 820 гц, 1200 и 1230 гц. Частота биений — 10, 20 и 30 гц. Октава разрушена, и получился диссонанс, который наше ухо воспримет как неприятное завывание.

Изучение интервалов, которые дают лучшие консонансы, привело к образованию звуко­вой гаммы, где отношение частот строго опре­делено. Существует много разновидностей гамм,

у большинства из них отношение частот легко изобразить как восходящий или нисходящий ряд, как арифметическую пропорцию. Напри­мер, мажорная, или диатоническая, гамма включает тоны, частоты которых относятся как

1:9/8:5/4:4/4:3/3:5/3:15/8

Звук, частота которого 65 гц, называют до большой октавы. Впрочем, в некоторых странах частота до другая, но ненамного отличается от 65 гц. Если мы, например, будем считать, что частота до большой октавы 64 гц, то у до малой октавы частота будет 128 гц, а у до пер­вой октавы — 256 гц.

Если принять до первой октавы за основной тон, то частоты остальных шести тонов диатони­ческой гаммы легко высчитать:

до 256 гц,

ре 288 гц,

ми — 320 гц,

фа 341,33 гц,

соль — 384 гц,

ля — 426,66 гц,

си — 480 гц.

Эти частоты колебаний соответствуют про­извольно определенной частоте для до боль­шой октавы — 64 гц. На практике рассчиты­вают тоны диатонической гаммы по частоте колебаний ля первой октавы. До недавнего времени частоту для этого ля определяли в 435 гц. Теперь принято считать ля первой октавы звуком с частотой 440 гц. Этот звук можно услышать по радио, когда передают сигналы для настройки музыкальных инстру­ментов. Впрочем, для музыки важно не точ­ное количество колебаний для того или иного звука, а соотношение частот, т. е. величина интервала.

Клавиатура фортепьяно.

103