После В. Я. Струве Пулковской обсерваторией более четверти века руководил его сын О. В. Струве. При нем в программу обсерватории вошли также астрофизические исследования и была построена астрофизическая лаборатория.
В 1890—1895 гг. обсерваторию возглавлял выдающийся русский астроном Ф. А. Бредихин (см. стр. 199). Он не только расширил астрофизические исследования, но и привлек в Пулково многих молодых русских ученых.
Преемником Бредихина был О. А. Баклунд (1846—1916). При нем были основаны отделения обсерватории в Николаеве и Симеизе.
Особенно широко деятельность обсерватории развернулась в советскую эпоху. На обсерватории выросли новые кадры астрономов, появились новые инструменты, выполнялись важнейшие исследования по всем отраслям астрономии.
В первые годы Советской власти обсерваторию возглавлял выдающийся астрофизик А. А. Белопольский. Потом ее директорами были крупные астрономы А. А. Иванов, Б. П. Герасимович, С. И. Белявский, Г. Н. Неуймин. С 1947 г. директор Пулковской обсерватории — академик А. А. Михайлов.
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разрушили обсерваторию до основания.
Заново построенная после войны Пулковская обсерватория вновь заняла достойное место среди основных обсерваторий мира.
Состоявшееся 21 мая 1954 г. торжественное открытие обсерватории явилось праздником не только советской, но и мировой науки. Представители 17 государств прибыли на торжество и приветствовали возрожденное Пулково. Сейчас на обсерватории снова ведутся научные исследования по всем отраслям астрономии.
Среди русских астрономов, обогативших своими трудами науку о Вселенной, выдающееся место занимает Мариан Альбертович Ковальский (1821—1884). До недавнего времени это имя было мало известно широкому кругу читателей. Только в советскую эпоху установлен приоритет Ковальского в решении
вопросов, имевших большое значение в истории астрономии.
М. А. Ковальский был сыном мелкого чиновника, рос в тяжелых материальных условиях и поэтому с большим трудом смог пробить себе дорогу к образованию. Сильная воля, настойчивость в преодолении трудностей — таковы отличительные черты этого ученого. Он смело выбирал самые трудные вопросы науки и успешно решал их.
Астрономией Ковальский заинтересовался еще студентом Петербургского университета. Окончив в 1845 г. университет, он работал на Пулковской обсерватории, где совершенствовался в астрономических наблюдениях и вычислениях под руководством В. Я. Струве. В 1847 г. Русское географическое общество снарядило большую экспедицию для исследования Северного, главным образом Заполярного, Урала. Астрономом экспедиции по предложению Струве был назначен Ковальский.
В то время огромная территория Заполярного Урала была совершенно не исследована. Путь экспедиции лежал через труднопроходимые горы и дремучие леса. До этой экспедиции на всем Заполярном Урале знали координаты только одного географического пункта, а остальная территория была «белым пятном» на карте. Астроному экспедиции предстояло определить долготы, широты и высоты над уровнем моря возможно большего числа географических пунктов.
Здесь-то и проявилась удивительная работоспособность Ковальского. Совершая труднейшие переходы пешком и на лыжах, в сорокаградусные морозы и во время сильных ветров, молодой ученый определил координаты почти 200 географических пунктов. Одновременно он производил метеорологические и магнитные наблюдения.
Так в самом начале своей научной деятельности М. А. Ковальский проявил себя и как талантливый астроном, и как путешественник-исследователь.
В 1850 г. Ковальского пригласили на должность профессора астрономии в Казанский университет, с которым он затем не расставался до самой смерти. Обладая блестящими математическими способностями, Ковальский сосредоточил свое внимание на вопросах теоретической астрономии, изучающей движение небесных тел под действием силы тяготения.
В 1846 г. была открыта новая планета — Нептун. Требовалось достаточно точно определить орбиту этой планеты, иначе она могла
198