Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

ского кино. Молодые режиссеры Д. Ревес, Я. Хершко, И. Сабо и другие стремятся решать актуальные современные темы.

Киноискусство социалистической Югосла­вии развивалось своеобразным, несколько от­личным от соседних республик путем. После совместных с советскими мастерами картин 1946—1947 гг. наступило отчуждение, во время которого на молодую югославскую кинемато­графию усиленный нажим оказывали кинодель­цы капиталистических стран. Однако и в эти годы основной темой большинства югославских картин оставалось героическое Сопротивление, священная народная война против захватчи­ков. Стремясь показать легендарный героизм патриотов, авторы первых фильмов шли по пу­ти детективных, приключенческих картин, не дающих правильной исторической перспективы. В фильмах «Погоня» (1955) и «Их было двое» (1956) режиссера Ж. Скригина Сопротивление выглядит как борьба безрассудно смелых, но обреченных на гибель одиночек. В талантли­вом «Девятом круге» (1960) режиссера Ф. Штиг­лица попытка сопротивления фашистскому насилию выглядит совсем слабой, безна­дежной.

Мотив кошмарной жестокости в концлаге­рях, безжалостно подавляющей все человечес­кое, звучит и в норвежско-югославском фильме «Кровавый путь» режиссера Р. Новаковича (1956) и особенно сильно в «Небесном отряде» 3. Иовановича (1961), производящем безнадеж­ное, давящее впечатление. Позже на смену та­кого рода фильмам пришли более светлые, реа­листические картины, показывающие народный характер освободительной войны,— «Не огля­дывайся, сынок» Б. Бауэра (1956), «Козара» В. Булайича (1962). Народная эпопея «Козара» принадлежит к лучшим произведениям социа­листического киноискусства.

В Румынии молодая кинематография раз­вивается в тесном содружестве с литературой. Пьесы И. Л. Караджале, романы М, Садовяну, Т. Поповича, Ф. Мунтяну стали основой луч­ших румынских фильмов (режиссеры Л. Чулей, М. Дрэган и др.). Полны остроумия и худо­жественной изобретательности рисованные мультипликации И. Попеску-Гопо. Одновре­менно талантливый художник ставит и игровые фильмы («Украли бомбу», 1961).

Для кинематографии Болгарии характерно стремление к острым актуальным темам совре­менности. 3. Жандов поставил в 1951 г. фильм о расслоении болгарского общества — «Тревога».

Д. Даковский дал несколько ярких драм из жизни деревни. Талантливый Р. Вылчанов в содружестве со сценаристом В. Петровым создал фильмы «На маленьком острове» (1958), «Солнце и тень» (1961). Большинство молодых кинематографистов Болгарии — выпускники московского ВГИКа.

Первым фильмом Демократической Респуб­лики Германии был «Убийцы среди нас» (1946) режиссера В. Штаудте. Трагическая тема от­ветственности немецкого народа за кровавые деяния фашизма решалась в нем искренно и честно, что и объясняло мрачный, несколько иступленный характер фильма. Антифашист­ская тема становится для нового германского кино основной. Она звучит в историко-револю­ционных полотнах К. Метцига («Совет богов», 1950; «Эрнст Тельман — вождь своего класса», 1954), в социальных драмах К. Вольфа («Лис-си», 1957; «Профессор Мамлок», 1961), в пси­хологической драме «Хлеб наш насущный» (1949) и в замечательной сатирической комедии 3. Дудова «Капитан из Кёльна» (1956), в гуманисти­ческой эпопее «Голый среди волков» Ф. Бейера (1963), а также в страстных публицистических документальных картинах А. и Э. Торндайков «Операция «Тевтонский меч» (1958) и «Русское чудо» (1962).

В Китае и Корее киноискусство развивалось в творческом содружестве и с помощью других социалистических стран и до 1956—1957 гг. заметно прогрессировало. Международное при­знание получили такие фильмы, как «Дочери Китая», «Седая девушка» (1950), «Мольба о сча­стье» (1956). Затем ставка на схематичные аги­тационные произведения, дидактически, назой­ливо проповедующие политические или мораль­ные истины, привела киноискусство в этих государствах к идейному и художественному оскудению.

Кино Вьетнама родилось в боях против им­периалистов-колонизаторов. Хроники «Защи­та деревни, защита родины», «Победа при Тейбик», «Триумф Дьен Бьен Фу» — правдивые рассказы о боях, снятые операторами — участ­никами сражений. Вскоре после того как были сняты эти первые документальные фильмы, с помощью СССР и ГДР в Ханое была обору­дована киностудия. В 1959 г. был создан пер­вый художественный фильм «Вместе на одной реке» — о боях за освобождение страны, а так­же «Огонь на средней линии фронта», «Синич­ка», «Ты Хау» и другие фильмы, правдиво рас­сказывающие о событиях в стране.

СОВЕТСКОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО

ФИЛЬМЫ КОНЦА 40-х—НАЧАЛА 50-х ГОДОВ

Победоносное окончание Великой Отечест­венной войны обязывало советских писателей и художников осмыслить всенародный подвиг.

В фильмах об Отечественной войне сказа­лась тенденция к документальности, к изобра­жению действительно происходивших событий, реально существовавших людей. Герои филь­мов «Подвиг разведчика» (1947) Б. Барнета, «Повесть о настоящем человеке» (1948) А. Столпера, «Рядо­вой Александр Матросов» (1948) Л. Лукова и многих других реально существо­вали и подчас даже были выведены под настоя­щими именами.

Бессмертному подвигу юношей и девушек Краснодона, организовавших сопротивление фашистским оккупантам и погибших геройской смертью, посвятил режиссер Сергей Гераси­мов (см. ст. «С, А. Герасимов») двухсерийный фильм «Молодая гвардия» (1948, по роману Александра Фадеева). Героические, тра­гические события рассказаны в этом фильме спокойно, строго, с бытовыми подробностями. Но это не мешало звучать возвышенным, ро­мантическим интонациям, которые особенно сильны в сопровождающей фильм симфони­ческой музыке Д. Шостаковича. Игра тогда еще совсем молодых актеров Н. Мордюковой, И. Макаровой, С. Гурзо, В. Иванова и других сочетала житейскую естественность с поэтиче­ской героикой.

Стремление к подробному и точному воспро­изведению военных дел вызвало к жизни серию больших эпических кинополотен, получивших название художественно-документальных филь­мов. В «Третьем ударе» (1948) И. Сав­ченко, «Сталинградской битве»

(1949) В. Петрова, «Падение Берлина»

(1950) М. Чиаурели воспроизводились огром­ные решающие сражения. Массовые сцены бы­ли поистине масштабны, но индивидуальные образы несколько примитивны, плакатны. Об­щим недостатком этих картин была недооцен­ка инициативы и таланта отдельных полко­водцев, не говоря уже о рядовых офицерах и солдатах. Поэтому историческая концепция этих картин была не совсем правильной, а художественная форма страдала некоторым схе­матизмом.

Подобные пороки были свойственны и неко­торым фильмам на современную тематику. Бес­конфликтность, холодно-торжественный, па­радный тон, сглаживание трудностей преобла­дали в таких фильмах, как «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтеры», «Суд чести» и другие.

Правда, выпускались и правдивые и поучи­тельные произведения, но их было очень мало. Это — «Возвращение Василия Бортникова» (1953) В. Пудовкина (см. ст. «В. И. Пудов­кин») — о преодолении послевоенной разрухи в деревне, «Сельская учительница» (1947) М. Донского и «Сельский врач» (1952) С. Гера­симова — по сценариям Марии Смирновой. Главные роли в этих фильмах исполняли заме­чательные актрисы В. Марецкая и Т. Макарова. О творчестве советской интеллигенции расска­зывали фильмы «Во имя жизни» (1947) И. Хей­фица и А. Зархи, «Сказание о земле сибирской» (1948) И. Пырьева и др.

Ведущее место в послевоенном кино заняли фильмы биографического жанра. Разработан­ный мастерами советского кино, этот своеоб­разный жанр, драматизирующий биографии за­мечательных людей, имеет большое познаватель­ное и воспитательное значение.

Русским флотоводцам Нахимову и Ушакову посвятили свои фильмы В. Пудовкин и М. Ромм. Образы великих ученых Павлова, Мичурина, Пржевальского создали артисты А. Борисов, Г. Белов, С. Папов в фильмах Г. Рошаля, А. Дов­женко, С. Юткевича. О композиторах Глинке, Мусоргском, Римском-Корсакове рассказали фильмы Г. Александрова и Г. Рошаля.

Особую роль биографические фильмы сыгра­ли в республиканских кинематографиях, попу­ляризируя лучшие достижения национальных культур. На Украине И. Савченко поставил трагедийный фильм о Тарасе Шевченко. В Уз­бекистане К. Ярматов создал кинобиографии Алишера Навои и Авиценны. В Латвии был поставлен фильм о поэте Райнисе, в Грузии — о писателях Гурамишвили и Церетели, в Ка­захстане — о народных певцах Абае и Джам­буле. Таким образом, киноискусство способст­вовало объединению национальных культур в единую социалистическую культуру.

С конца 40-х годов количество производи­мых в Советском Союзе фильмов начинает рез­ко падать и к 1952 г. достигает 10—15 в год, т. е. меньше количества киностудий. Этот пе-

610