Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Т. Конвицкого и других вывели фильмы Вайды в центр современной кинематографии.

К еще более молодому поколению относится Войцех Хас, пришедший от мрачной патологи­ческой картины об алкоголиках («Петля», 1958) к реалистической драме «Как быть любимой» (1963).

Война, оккупация, Сопротивление в тече­ние многих лет продолжают быть главной те­мой польских фильмов.

В последние годы польское кино отдало дань и фильмам-гигантам — многосерийным экра­низациям известных литературных произведе­ний. Е. Кавалерович поставил фильм «Фараон» по роману Б. Пруса, А. Вайда — «Пепел» по роману С. Жеромского, В. Хас — «Рукопись, найденная в Сарагосе» по роману Я. Потоцкого.

В Варшаве под руководством Ежи Боссака выросла замечательная плеяда кинодокумен­талистов. Они создают и большие патетические полотна, и резкие критические кинофельетоны, и поэтические короткометражные поэмы о со­временности. Из документального в игровое кино пришли Ежи Гофман и Эдвард Скужевский, авторы комедии «Гангстеры и филантро­пы» и психологического авантюрного фильма «Закон и кулак».

В Чехословакии успехи послевоенного пе­риода связаны с именами Отакара Вавры (р. 1911) и Мартина Фрича (р. 1902). Вавра создал прекрасный фильм об освобождении Праги «Немая баррикада» (1949), талантливую экранизацию романа К. Чапека «Кракатит» (1948), монументальную цветную кинотрило­гию о гуситских войнах. Фрич создали историко-революционные эпопеи («Западня», 1950), и комедии («Пекарь императора», 1951) с Яном Верихом в главной роли.

Кадр из фильма «Сон в летнюю ночь». Режиссер И. Трнка.

К режиссерам стар­шего поколения принадлежат успешно работаю­щие Карел Стеклы, Вацлав Кршка, Пальо Биелик и многие другие создатели исторических, историко-литературных и биографических картин.

Деятельность режиссеров среднего поколе­ния тесно связана с темой войны и Сопротивле­ния. Фильмы «Похищение» (1953) и «Смерть зовется Энгельхен» (1963) Яна Кадара и Эймара Клоса, «Ромео, Джульетта и тьма» (1960) Иржи Вейса, «Высший принцип» (1960) Иржи Крейчика, «Эшелон из рая» (1965) Збынека Бриниха серьезно и гуманно трактуют трагические темы.

Особая специфическая область чехословац­кого кино — мультипликация. Уди­вительные кукольные фильмы Иржи Трнки (р. 1912) исполнены с великолепной изобре­тательностью, вкусом и поэтичностью.

Очень хороши иронические повествования Карела Земана, сочетающие рисованный, ку­кольный и актерский жанры, а также рисован­ные сказки Термины Тырловой.

В 60-х годах в чехословацкое кино прихо­дит большая группа талантливой молодежи, поставившая немало интересных фильмов. Они свободно и своеобразно используют кинема­тографическую технику, вольно смешивают жанры, применяют внутренний монолог, мета­форы, приемы документального и мультипли­кационного кино. Их сатиры, пародии и му­зыкальные ревю быстро завоевали международ­ное признание.

В киноискусстве Венгрии особенно удачно решалась тема земли, крестьянства: «Пядь зем­ли» (1948), «Освобожденная земля» (1950), «Боевое крещение» (1951) Фридьеша Бана, «Буря» (1952) Золтана Фабри, «Лудаш Мати» («Случай на ярмарке», 1949) Кольмана Надашди. Одновременно развивались комедия, выдви­нувшая известных актеров Кальмана Латабара, Марию Тёрёчик, и психологическая драма о современности, в которой успешно работал режиссер Феликс Мариашши.

В 50-х годах ведущее место занял режиссер Золтан Фабри (р. 1917). Его «Карусель» (1955), «Господин учитель Ганнибал» (1956) и другие фильмы отличаются острыми конфликтами меж­ду старым и новым в общественной жизни, в психологии людей. Отличная работа актеров, уверенное режиссерское мастерство, глубина социальной проблематики делают 3. Фабри одним из крупнейших мастеров социалистиче-

608