Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

выпускались средние, хорошие были очень редки. В годы войны польская кинематогра­фия была начисто уничтожена фашистами, в Чехословакии и Венгрии влачила жалкое су­ществование. В Югославии, Болгарии, Румы­нии производство фильмов носило полукустар­ный, нерегулярный характер.

Ядром новой польской кинематографии ста­ла группа документалистов, прошедших слав­ный боевой путь от Сталинграда до Варшавы вместе с Советской Армией, в рядах польских военных формирований. Военные документа­листы сыграли видную роль и в чешском и в болгарском кино. Первыми полнометраж­ными фильмами о новых народно-демократичес­ких государствах стали документальные филь­мы, созданные советскими мастерами при по­мощи национальных кинематографистов. Позд­нее появились и художественные фильмы: А. Роом поставил в 1947 г. «В горах Югосла­вии», С. Юткевич — «Великий воин Албании Скандербег», кинооператор В. Монастырский снимал «Последний этап» в Польше. В страны со слаборазвитой технической базой была по­слана аппаратура.

В. Пудовкин, Г. Александров, С. Васильев (см. статьи «В. И. Пудовкин» и «Советское кино 30-х годов») подолгу работали в Венгрии, Бол­гарии, воспитывая молодые национальные кадры.

Первые польские фильмы были посвящены войне, Сопротивлению. Их создали режиссеры, прошедшие трудный боевой путь в подполье, армии, концлагерях. Лучшие из этих фильмов: сборник киноновелл о мужестве польского на­рода «Запрещенные песенки» (1947) Л. Бучковского; трагическая повесть об Освенциме, сде­ланная в суровой документальной манере, «Последний этап» (1948) В. Якубовской; драма о Варшавском восстании «Варшавский Ро­бинзон» (1950) Е. Зажицкого, драма о еврей­ском гетто «Пограничная улочка» (1949) Алек­сандра Форда.

С именем Александра Форда (р. 1908) свя­зано становление польской национальной шко­лы. Его «Юность Шопена» (1952), «Пятеро с ули­цы Барской» (1954), «Крестоносцы» (1960) поль­зовались международным признанием.

В середине 50-х годов выдвигается группа мо­лодых режиссеров. Ежи Кавалерович (р. 1922) начал с дилогии по роману И. Неверли «Целлю­лоза» (1954), где под впечатлением трилогии о Максиме создал образ рабочего парня, идущего к революции. В фильме «Настоящий конец большой войны» («Этого нельзя забыть») режиссер дал волю настроениям безнадежности и тос­ки, говоря о неизгладимых следах, оставленных фашизмом и войной. После психологической драмы «Поезд» (1959) он создал антиклерикаль­ную философскую драму «Мать Иоанна от ан­гелов» (1961), в которой особенно хорошо сы­грала Люцина Винницкая, участница всех фильмов Кавалеровича.

Режиссер Анджей Мунк (1921 —1961) ставил свои фильмы по сценариям Ежи Ставинского. В «Человеке на рельсах» (1956) и «Косоглазом счастье» («Шесть превращений Яна Пищика», 1960) он резко протестовал против бюрокра­тизма, против недоверия к человеку. В двух новеллах «Героики» (1957) вернулся к острым нравственным проблемам периода военного под­полья. Свою лучшую работу о концлагерях «Пассажирка» Мунк не успел закончить: он погиб в автомобильной катастрофе, и фильм был подготовлен к выпуску на экран (1963) В. Лесевичем.

Режиссер Анджей Вайда (р. 1926) посвятил свои лучшие фильмы Сопротивлению. В филь­мах «Поколение» (1955), «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Летучая» (1959) с редкой силой и страстностью показаны трагические страницы новой истории Польши: антифашистские вы­ступления молодежи, Варшавское восстание, идейный разброд в Армии Крайовой, атака польских кавалеристов на немецкие танки в 1939 г. В «Невинных чародеях» и «Любви в 20 лет» Вайда с тревогой и лиризмом говорит о современной молодежи. Яркий метафоричес­кий язык, огромная эмоциональность, превос­ходная игра актеров 3. Цибульского, Т. Янчара,

Кадр из фильма «Пепел и алмаз». 1958. Режиссер А. Вайда» В главной роли З. Цибульский (слева).

607