Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

реполненные песнями и танцами, индийские фильмы плохо воспринимаются западными зри­телями. Однако рост национально-освободи­тельного движения в 40-х годах, приведший к провозглашению Индии самостоятельной рес­публикой, вызвал усиление реалистических тен­денций и в литературе и в киноискусстве.

Широкую известность получил фильм «Два бигха земли» (1953) режиссера Бимала Роя (р. 1924), ставший этапом в исто­рии индийского кино. Близкий по языку италь­янским неореалистическим и японским «незави­симым» фильмам, он поэтически показал чисто­ту и благородство индийских крестьян, дал чет­кую и критическую оценку социальным проти­воречиям буржуазного общества.

Среди прогрессивных кинематографистов Индии выделяется писатель, сценарист и режис­сер Ходжа Ахмад Аббас (р. 1914), участник советско-индийского фильма «Xождение за три моря» (1958), автор реалистических картин «Путник» («Ганга»; 1953), «Мунна» (1954).

Наиболее популярный кинематографист Ин­дии — режиссер, сценарист, продюсер и актер Радж Капур (р. 1924), автор фильма «Бродяга» и др. Сочетая мелодраматические и коме­дийные элементы, подражая Чаплину и Рене Клеру, он создал много фильмов о судьбах бед­няков крестьян, попавших в большой город.

Киноискусство Индонезии, Бирмы, Цейло­на, Пакистана, Ирана и других азиатских госу­дарств (о киноискусстве Китая, Кореи и Вьет­нама см. ст. «Киноискусство стран социализма») имеет местное значение, развивается под слож­ным влиянием индийского и американского кино.

Кадр из фильма «Расёмон». 1950. Режиссер А. Куросава.

Кадр из фильма «Мария Канделария». 1944 Режиссер Э. Фернандес.

Среди молодых кинематографистов этих стран растет интерес к советскому и передовому европейскому киноискусству.

Кинематография молодых африканских го­сударств делает еще только первые шаги. Само­стоятельные произведения здесь только начи­нают появляться, за исключением Египта, где кинематография носит зрелый, профессио­нальный характер. После свержения короля Фарука и обретения египетским народом неза­висимости кинематография начала бурно раз­виваться, выпуская порой до 150 кинофильмов в год. Жестокие мелодрамы и семейные драмы с кровавыми развязками причудливо сочетают в себе голливудское влияние и специфические национальные мотивы. Стремление египетских кинематографистов к острой сюжетности, бур­ным страстям, сильным характерам делает их фильмы увлекательными. Однако зачастую эти качества влекут за собой уступки дурному вку­су, надуманную искусственность ситуаций.

В Сирии, Ливане, Марокко также работают киностудии, порой конкурирующие, порой со­трудничающие с египетскими.

Среди кинематографий латиноамериканских стран ведущее место занимает мексиканская. Большое количество стран, говорящих на ис­панском языке, обеспечивало мексиканской кинематографии экспорт, поэтому сразу после второй мировой войны здесь выходило до 100— 120 картин в год.

В начале 40-х годов в Мехико образовалось творческое содружество режиссера Эмилио Фер­нандеса (р. 1904), оператора Габриэля Фигероа,

605