Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Еще более томительное ощущение остав­ляют фильмы Микеланджело Антониони

(р. 1912). В «Xронике одной любви» (1950) он применил неореалистические приемы для описания традиционного любов­ного треугольника между пустыми, разочаро­ванными, малоинтересными людьми. В «Крике» (1957) исследовал психологию рабочего, который под влиянием семейных неурядиц бро­сил родной поселок и стал скитаться. Он опус­тился, потерял смысл существования и в конце концов покончил самоубийством. Последую­щие фильмы Антониони — «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962) и «Красная пустыня» (1964) имели огромный успех у западной эстетствующей критики. Лишенные четкой драматургической структуры, отчетливых характеристик, филь­мы Антониони кажутся растянутыми, нудными. Однако утонченное режиссерское мастерство, изысканная мизансценировка, умение раскрыть потаенные, тщательно скрываемые чув­ства персонажей, поразительное владение цве­том (в «Красной пустыне») говорят об исклю­чительной одаренности Антониони и делают его лидером всех упадочных декадентствующих художников.

Микеланджело Антониони.

Можно привести еще очень много фактов сложного, критического положения в итальянс­ком кино, однако несомненно, что прогрессив­ные мастера продолжают борьбу, развивают традиции гражданственного реалистического искусства.

В первую очередь надо сказать об успехе Пьетро Джерми (см. ст. «Итальянский неореализм»), поставившего две великолепные сатири­ческие комедии: «Развод по-итальянски» (1961) и «Соблазненная и покинутая» (1968). Трагикомические ситуации, целая гале­рея удивительно верно и остро схваченных ти­пов, виртуозное мастерство актеров Марчелло Мастроянни, Стефании Сандрелли и других, уверенное и несколько ироническое использова­ние новейших приемов режиссуры и драма­тургии сделали эти картины настоящим собы­тием.

Принужденный работать вне своей родины Де Сантис в Югославии создал прекрасный фильм о рабочей солидарности «Дорога длиною в год» (1958) и в Советском Союзе — «Они шли на Восток» (1964), правдивую повесть об итальянских солдатах, вынужден­ных гибнуть в несправедливой войне.

И главное — итальянский неореализм полу­чает могучее пополнение в лице новых, молодых режиссеров, стремящихся по-новому, по-свое­му, но в традициях реалистического искусства решать большие, политически масштабные и острые темы.

«НОВЫЕ» КИНЕМАТОГРАФИСТЫ ФРАНЦИИ

Фильмы Ламориса, Рене, Годара

В конце 50-х годов во Франции организо­валась «Группа тридцати», куда вошли сначала 30, а затем более 100 молодых режиссеров. Они экспериментировали в области документаль­ного, мультипликационного и короткометраж­ного игрового фильма, создавая подчас правди­вые, искренние и социально значительные про­изведения. В этой группе выделились Альбер Ламорис (р. 1922)—автор очаровательного «Крас­ного шара» (1956), сказки-поэмы о волшебстве красоты, о мечте, освещающей серую, скучную жизнь, и Ален Рене (р. 1922) — автор цветных документальных фильмов «Герника» (1954) об антифашистском панно Пикассо (см. ст. «Искус­ство капиталистических стран XX в.») и «Ночь и туман» (1955) об Освенциме.

Ален Рене стал одной из центральных фигур нашумевшего движения молодых кинематогра­фистов Франции, названного «новой волной».

«Новая волна» не имеет ни организационной, ни идейной общности. Молодые режиссеры, быв­шие критики из журнала «Кайе дю синема»,

600