Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Кадр из фильма «Ленин в Октябре». 1937. Режиссер

М. И.Ромм. В роли В. И. Ленина Б. В. Щукин,

в роли рабочего Василия Н. П. Охлопков.

истории. Еще Пушкин мечтал о воплощении в исторической трагедии «судьбы человеческой— судьбы народной». Эта высокая задача воспита­ния патриотических чувств, любви к Родине, веры в ее непобедимость была выполнена в та­ких исторических фильмах, как «Петр Первый» (1937—1939) В. Петрова, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941) В. Пудовкина, «Алек­сандр Невский» (1938) С. Эйзенштейна, «Бог­дан Хмельницкий» (1941) И. Савченко и др.

Полные движения массовые сцены, досто­верность и точность в передаче культуры и быта соответствующих эпох и, главное, яркие герои­ческие образы исторических деятелей были глав­ными достоинствами этих фильмов.

В фильме «Петр Первый» Михаилом Ивановичем Жаровым (р. 1900), выдающимся советским актером, был создан незабываемый многогранный и противоречивый образ царского денщика — Меншикова. Кроме того, Жаров создал в кино еще много интересных образов: Кудряша («Гроза», 1934), Смирнова («Медведь», 1938), дьяка Гаврилы («Богдан Хмельницкий», 1941), казака

Перчихина («Оборона Царицына», 1942), парти­зана Русакова («Секретарь райкома», 1942) и др. И во всех созданных Жаровым образах нас восхищает сила и многообразие таланта актера.

Огромную популярность снискал артист Николай Константинович Черкасов (1903— 1966), сыгравший в течение четырех-пяти лет сложные и разнообразные роли: Александра Невского, царевича Алексея, профессора Поле­жаева, Максима Горького. Мастерство этого артиста может служить примером достижений советской реалистической актерской школы.

Мрачные силы фашизма, раздувающие воен­ный пожар, не могли не привлечь в 30-е годы внимания советских художников. Появились фильмы «Семья Оппенгейм» по роману Л. Фейхт­вангера (режиссер Г. Рошаль), «Профессор Мамлок» и «Болотные солдаты» по произведениям немецкого писателя-антифашиста Ф. Вольфа. В фильмах «Аэроград» А. Довженко, «На границе» А. Иванова и других слышались призывы к бди­тельности, к защите достижений Советской стра­ны, нерушимости ее границ. Великую Отечест­венную войну советское киноискусство встретило во всеоружии патриотических идей.

Кадр из фильма «Петр Первый». 1937 —1939. Режиссер В. М. Петров. В роли Меншикова М. И. Жаров.

КИНОИСКУССТВО В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Когда в Германии к власти пришел фашизм, гитлеровские пропагандисты немало трудились, чтобы поставить кино на службу расизму и под­готовки войны. Геббельс обращался к деятелям кино с наглыми призывами создать фашистский

«Броненосец «Потемкин». Однако честные ху­дожники отказывались работать с фашистами. Одни уходили в развлекательные, бессодержа­тельные жанры, другие — Фриц Ланг, Дж. Штернберг, Марлен Дитрих — эмигрировали.

591