Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

ская повесть о любви вологодской девушки к юноше из Дагестана. Сценарий в стихах поэта В. Гусева и музыка Т. Хренникова придали этой немудреной истории большую искренность и светлый, жизнеутверждающий колорит.

ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ

Козинцев, Трауберг, Дзиган, Хейфиц, Зархи, Чирков, Ромм, Каплер, Щукин, Юткевич, Штраух, Жаров, Черкасов

Утверждая и воспевая современную совет­скую действительность, мастера кинематогра­фии проявляют плодотворный творческий инте­рес и к историко-революционной тематике.

К наиболее значительным историко-револю­ционным фильмам 30-х годов относятся трило­гия о Максиме — «Юность Максима» (1935), «Воз­вращение Максима» (1937), «Выборгская сто­рона» (1939) режиссеров Григория Михайловича Козинцева (р. 1905) и Леонида Захаровича Трауберга (р. 1902), «Мы из Кронштадта» режиссера Ефима Львовича Дзигана (р. 1898) по сценарию Вс. Вишневского и «Депутат Бал­тики» режиссеров Иосифа Ефимовича Хейфица (р. 1905) и Александра Григорьевича Зархи (р. 1908).

В трилогии о Максиме (1935— 1939) артист Борис Петрович Чирков (р. 1901) создал незабываемый образ русского рабочего парня Максима, прошедшего трудную шко­лу стачек, демонстраций, тюрем, побегов и ставшего профессиональным революционером.

В «Депутате Балтики» (1937) Ни­колай Черкасов замечательно сыграл роль ста­рого русского интеллигента профессора Поле­жаева, всем сердцем принявшего революцию.

Фильм «Мы из Кронштадта» (1936), развивая творческие традиции «Броненосца «По­темкина», дал коллективный образ революцион­ных моряков — вершителей революции.

В «Щорсе» (1939) А. Довженко, «Всадниках» {1939) И. Савченко, «Последнем маскараде» (1934) М. Чиаурели, «Зангезуре» (1938) А. Бек-Назарова, в казахском фильме «Амангельды» (1939) и узбекском «Клятва» (1937) были вос­петы события революции и гражданской войны в союзных республиках. Эти революционные эпопеи полны национального своеобразия и проникнуты духом интернационализма.

Вершиной советского историко-революцион­ного фильма было создание живого, героического и глубоко человечного образа В. И. Лени­на. Режиссер Михаил Ильич Ромм (р. 1901), сценарист Алексей Яковлевич Каплер (р. 1904), артист Борис Васильевич Щукин (1894—1939) воплотили великий образ в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1937—1939).

Режиссер Сергей Иосифович Юткевич (р. 1904) и артист Максим Максимович Штраух (р. 1900) создали образ В. И. Ленина в фильмах «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940).

Артистам Б. В. Щукину и М. М. Штрауху нужно было иметь большую творческую сме­лость, чтобы решиться играть роль Ленина, создавать образ гениального вождя революции средствами актерского искусства. Щукину луч­ше удалась внешность Владимира Ильича, Штрауху—его голос, интонации. Щукину приш­лось создавать образ, который живет на всем протяжении фильмов, Штраух играет в несколь­ких узловых эпизодах. Но оба артиста сумели

М. И. Ромм.

творчески воплотить неукротимый ленинский дух, его революционный темперамент, его не­одолимую волю и вместе с тем человеческую простоту, обаяние, скромность.

Историческое значение произведений кино­искусства, впервые воплотивших великий образ вождя революции, никогда не потускнеет, и никогда не забудутся смелость и талант Бо­риса Щукина и Максима Штрауха.

Плодотворным было обращение советских кинематографистов и к более ранним периодам

590