Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

СОВЕТСКОЕ КИНО 30-х ГОДОВ

НОВЫЕ ГЕРОИ НА ЭКРАНЕ

Братья Васильевы, Бабочкин

Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Николая Владимировича Экка (р. 1902), вышедший в 1931 г., вслед за «Броненосцем «Потемкиным» С. Эйзенштейна и «Матерью» В. Пудовкина, с триумфом обошел экраны всего мира, заставляя говорить о совет­ском гуманизме, о плодотворной заботе совет­ских людей о будущем, о новых поколениях.

В 1934 г. на экраны вышел неумирающий шедевр советского кино «Чапаев», постав­ленный режиссерами Сергеем Дмитриевичем Васильевым (1900—1959) и Георгием Николае­вичем Васильевым (1899—1946) (псевдоним — братья Васильевы) по роману Д. Фурманова. Он раскрывал новые, рожденные революцией человеческие характеры в ясной, простой, удивительно динамичной и совершенной фор­ме. Артист Борис Андреевич Бабочкин (р. 1904) создал образ народного героя, истин­но русского человека, революционного полко­водца времен гражданской войны. Поединок двух полководцев: Чапаева и полковника Бо­роздина — умного, волевого и упорного врага революции (которого прекрасно сыграл артист И. Певцов) — раскрывал исторический кон­фликт новой революционной России с Россией царской, эксплуататорской.

Главной темой советского кино стала совре­менность, трудовые подвиги советских людей.

Режиссеры братья Васильевы: Георгий Николаевич (слева) и Сергей Дмитриевич.

Кадр из фильма «Чапаев». 1934. Режиссеры братья Ва­сильевы. В роли Чапаева Б. А. Бабочкин.

Документальные фильмы режиссеров Р. Кармена, И. Копалина, Б. Слуцкого рассказывали о строительстве новых заводов, о завоевании Арктики, о межконтинентальных полетах лет­чиков, об успехах колхозной деревни. Люди социалистического труда, которых Горький ставил выше всех героев прошлого, были по­казаны в ряде выдающихся художественных фильмов. Артист Н. Боголюбов создал образы большевиков-руководителей, пламенных про­пагандистов идей коммунизма в фильмах режис­сера Ф. Эрмлера «Крестьяне» (1935) и «Великий гражданин» (1938—1939).

Артисты Н. Крючков, Б. Андреев, П. Алей­ников прославили советских шахтеров в кар­тинах «Большая жизнь» (1940) Л. Лукова и «Ночь в сентябре» (1939) Б. Барнета. Арти­стка В. Марецкая полюбилась всем в образе талантливой русской женщины, прошедшей путь от батрачки до депутата Верховного Со­вета («Член правительства», 1940, режиссеры И. Хейфиц и А. Зархи). Артисты Б. Щу­кин и В. Белокуров показали героизм совет­ских людей («Летчики», 1935, Ю. Райзман, «Валерий Чкалов», 1941, М. Калатозов).

«...ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО».

В. И. ЛЕНИН

«НЕОБЪЯТНА МОЩЬ КИНО. ЗА ОБЛАДАНИЕ ТА­КИМ СЛУГОЙ НЕ МОГУТ НЕ БОРОТЬСЯ ЛЮДИ. ОНИ ЗА НЕГО И БОРЮТСЯ».

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ

587