Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

актеры, как С. Герасимов, Е. Кузьмина, П. Со­болевский, Я. Жеймо. На ленинградских сту­диях дебютировали режиссеры Е. Червяков, С. Юткевич, В. Петров.

Большое значение в кино в эти годы приоб­рела профессия сценариста. Писатели А. Тол­стой, О. Форш создавали сценарии, Ю. Тыня­нов и В. Шкловский стали профессиональными кинодраматургами, заметно и активно влияв­шими на развитие кино. Большой авторитет завоевали Н. Зархи, В. Туркин, Борис и Олег Леонидовы и другие сценаристы.

КИНОИСКУССТВО СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК

Отличительная черта, присущая только со­циалистическому искусству,— его многонацио­нальный характер. Каждая из советских рес­публик, сочетая опыт родной культуры, литературы, живописи, театра с творческим и организационным опытом русских мастеров, со­здавала свою национальную кинематографию.

Раньше других развилась украинская и гру­зинская кинематографии. На Украине успешно работали старые русские режиссеры П. Чардынин, В. Гардин. Во второй половине 20-х годов выдвинулись молодые украинцы Г. Стабовой, Г. Тасин. Всемирную славу завоевали фильмы А. Довженко (см. ст. «А. П. Довженко»).

Велики были успехи и грузинского кинема­тографа. Едва только кончилась гражданская война, как русский режиссер И. Перестиани поставил в Грузии фильм о гражданской войне «Красные дьяволята». Далее последовал ряд исторических и современных картин, лучшими из которых была драма «Элисо» режиссера Н. Шенгелая и сатирическая комедия «Хабарда» М. Чиаурели. Далеко за пределами Грузии гремели имена грузинской актрисы Наты Вачнадзе, комика Сандро Жоржолиани, режиссе­ров М. Калатозова («Соль Сванетии»), Г. Мака­рова («До скорого свидания»).

Из Тбилиси переехал в Ереван и стал родо­начальником армянской кинематографии Амо Бек-Назаров — автор превосходных фильмов «Намус», «Хас-пуш».

В Азербайджане работали В. Баллюзек, А. Шарифов.

В Белоруссии Юрий Тарич создал фильм «Лесная быль».

К концу 20-х годов родились узбекская и таджикская кинематографии. К началу 30-х

годов советское кино выросло в единое многона­циональное социалистическое искусство. Его международная слава была признана на всех континентах.

А. П. ДОВЖЕНКО (1894-1956)

Александр Петрович Довженко родился в крестьянской семье, был сельским учителем, затем советским дипломатом, художником, кари­катуристом. Бросив в Харькове работу и квар­тиру, он явился на Одесскую кинофабрику, заявив, что должен работать в кино. После

А. П. Довженко.

двух коротеньких комедий и приключенческого фильма «Сумка дипкурьера» он создает поэти­ческую эпопею «Звенигора» (1928), в ко­торой причудливо переплетались эпизоды укра­инской истории со сценами современности, гражданской войны. Необычная форма, высо­кая поэтичность, великолепное изобретатель­ное решение фильма свидетельствовали о появ­лении незаурядного таланта.

Фильм «Арсенал» (1929) рассказывал о героическом восстании киевских рабочих против националистического правительства в 1918 г. Эпизоды первой мировой войны были решены с мрачной, трагической экспрессией, эпизоды недолгого властвования украинских националистов — с резкой, презрительной иро­нией. Для восстания же Довженко нашел вы­сокие, патетические интонации. В распахнутую

575