Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

А. А. Ханжонков (1877—1945). Он уделял осо­бое внимание экранизации литературных про­изведений и историческим фильмам. Под его руководством были созданы киноиллюстрации к «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Русал­ке», «Мертвым душам», «Маскараду», «Боярину Орше», «Власти тьмы», «Идиоту», «Грозе» и мно­гим другим выдающимся классическим произ­ведениям.

Особых успехов добился Ханжонков в своих больших исторических постановках «Оборо­на Севастополя» (1911), «1812 год» (1912), «Воцарение дома Рома­новых» (1913). Съемки «Обороны Севас­тополя» производились на редутах и холмах былых сражений, пожар Москвы и бегство французов воспроизводились по известным кар­тинам Верещагина, Прянишникова, Кившенко и других.

Уделял Ханжонков внимание и просвети­тельскому кино. Фильмы «Кровообращение», «Дыхание», «Глаз» содержали популярные сведения по медицине и гигиене, «Телеграф», «По­лучение электромагнитных волн» разъясняли достижения техники. На кинофабрике Ханжонкова работал изобретатель объемной (ку­кольной) мультипликации, создатель порази­тельных войн и приключений стрекоз и мура­вьев В. А. Старевич (1892—1965).

К началу первой мировой войны в России выпускалось до 200 полнометражных фильмов в год. Во время войны их число еще значи­тельно увеличилось. Выдвинулись талантли­вые режиссеры Я. Протазанов, В. Гардин, Е. Бауэр, лучшими картинами которых были экранизации литературных произведений («Пи­ковая дама», «Дворянское гнездо», «Братья Карамазовы», «Снегурочка», «Цветы запозда­лые»). Огромную популярность завоевали ак­теры Иван Мозжухин — высокий, большегла­зый, исполнитель героических и психологичес­ких образов, красавица Вера Холодная, свет­ские герои-любовники В. Максимов, В. Полон­ский и другие,

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дзига Вертов, Кулешов

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция явилась рубежом и для развития нашего киноискусства. 27 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации кинопромышленности. С этой даты ведет счет своих лет советская кинематография.

Свои первые шаги она сделала на фронтах гражданской войны. В воинских частях, в аги­тационных поездах, на пароходах работали ки­нооператоры, снимавшие боевые события и тут же показывавшие эту правдивую кинохронику бойцам. С хроники, с выпуска документаль­ных фильмов о гражданской войне и началось советское кинопроизводство. Попутно выпуска­лись коротенькие художественные картины,— «агитфильмы», в доходчивой форме рассказы­вающие о целях Советской власти, о первых достижениях революционного правительства.

После победы над интервентами и бело­гвардейцами новая экономическая политика создала благоприятные условия для развития

кинематографии. Первых успехов добились мастера киноискусства, имевшие опыт работы еще в русском дореволюционном кино. Я. Про­тазанов поставил по сценарию А. Толстого научно-приключенческий фильм «Аэлита», И. Перестиани снял увлекательный фильм о молодежи «Красные дьяволята». Режиссер А. Пантелеев создал остроумную комедию «Чу­дотворец» — о приключениях смелого и хит­рого солдата. Режиссер А. Ивановский создал первую историко-революционную картину «Дворец и крепость» — о борьбе русских рево­люционеров-народовольцев. Старые мастера удачно экранизировали произведения Толсто­го, Тургенева, Герцена. Рядом с опытными ма­стерами к кинокамере встали молодые худож­ники-новаторы, призванные в кинематографию революцией.

В области документального кино выдви­нулся Дзига Вертов (1896—1954). Он начал с монтажа кадров, снятых фронтовыми киноопе­раторами, а с 1922 г. стал выпускать регуляр­ный журнал «Киноправда». Лучшие но­мера этого киножурнала были посвящены Ле­нину. В них, а также в полнометражных доку-

570