Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Кинозритель может также взглянуть на человека, или здание, или дерево сверху, сбоку, снизу, издалека, с птичьего полета или подой­дя вплотную. Это зависит от ракурса — так называют точку зрения киноаппарата.

Соединение отдельных кадров в общее целое называется монтажом. Монтаж — глав­ное, основное специфическое средство кино­искусства. При помощи монтажа можно соеди­нить события, снятые в разных местах и в раз­ное время. Монтаж — это отбор художником событий, их сопоставление в определенном темпе и ритме, их трактовка.

Богатые возможности таят в себе уско­рение и замедление съемки, всевозможные трюковые и комби­нированные кадры.

Словом, средствами кино можно правдиво и полно изобразить все. Все времена, этапы, эры. Все континенты, страны, города. Все состояния человека, все оттенки его чувств, изгибы его мысли. Можно сделать реальной любую фантазию и, главное, можно правдиво и полно показать любую реальность.

Техническая основа искусства кино позво­ляет воспроизводить (печатать) неограничен­ное количество совершенно одинаковых, рав­ноценных копий фильма. Количество этих ко­пий (тираж) фильмов достигает порой не­скольких тысяч экземпляров, что дает возмож­ность показывать произведения киноискусства одновременно во многих кинотеатрах. Кроме того, одну и ту же копию фильма можно де­монстрировать большое количество раз. Бла­годаря этому число зрителей некоторых филь­мов за короткий промежуток времени достигает нескольких миллионов, а в течение ряда лет и десятков миллионов человек. Это делает искус­ство кино самым массовым, самым распро­страненным.

За короткий срок (около 70 лет) киноискус­ство проделало огромный путь, невиданно раз­вив и обогатив свои выразительные возмож­ности. Сначала фильмы были беззвучными, черно-белыми, плоскостными, снимались с од-

ной точки. Постепенно качество изображения стало улучшаться, появилась выразительная композиция кинокадра, стали разнообразными точки зрения киноаппарата (ракурсы), свето­тень приобрела тончайшие оттенки. Через 30— 35 лет кино овладело звуком. Экран заговорил, запел, зашумел, зазвучала специально создан­ная для фильмов музыка. Еще через 5—10 лет был освоен цвет и объем (стереоскопия). Сейчас освоены различные формы экрана (широкий экран, синерама, па­норама и т. д.), объемный звук (стерео­фония), ведутся опыты над экраном, меня­ющим свои очертания и размеры в зависимости от воли режиссера. Телевидение явилось новой формой подачи фильмов и еще увеличило массовость и общедоступность киноискусства (см. ст. «Искусство телевидения»).

Мы различаем 3 основных вида фильмов: художественные, документаль­ные, научно-популярные. Само­стоятельной областью художественного филь­ма стала рисованная и объемная мультипликация (см. ст. «Звуковое кино США»).

Создание фильма — процесс коллективный, процесс одновременно творческий и производ­ственный. Творчество писателя-сценариста, художников, создающих декорации, актеров, операторов, музыкантов, а также творческий труд людей многих других профессий объ­единяются волей режиссера-поста­новщика — создателя кинофильма. Над созданием фильмов на больших, специально оборудованных киностудиях трудятся люди более двухсот профессий. Создание, размноже­ние, распространение фильмов — это большая область современной промышленности и эко­номики. Она называется кинематографией.

Стремления людей создавать синтетические произведения искусства, разносторонне охва­тывающие жизнь, были осуществлены благо­даря достижениям науки и техники: появилось новое искусство — искусство кино.

НЕМОЕ КИНО

РОЖДЕНИЕ КИНО

СИНЕМАТОГРАФ ЛЮМЬЕРОВ

Еще в древности было замечено, что глаз имеет способность сохранять на сетчатой обо­лочке след увиденного изображения и соединять быстро сменяющиеся изображения в единый зрительный ряд, дающий иллюзию непрерыв­ного движения. Эта особенность глаза была использована в игрушке тауматроп, созданной в 1825 г. Тауматроп состоял из диска с рисунками, которые при вращении соединя­лись и давали иллюзию движения. В 1834 г.

был создан аппарат зоотроп, в котором рисунки располагались на бумажной ленте.

В XVII в. был изобретен волшебный фонарь, проецирующий неподвижное изо­бражение на плоскость. В 1853 г. австриец Ухациус соединил зоотроп с волшебным фо­нарем и достиг проекции движущегося ри­сунка.

Важнейшим этапом в развитии кино было изобретение фотографии Дагером и Ньепсом (1839). Начиная с 1851 г. многие европейские ученые пробуют сочетать в движении ряд фото­графий. Большую роль сыграло изобретение

На фотографии: Чарлз Спенсер Чаплин.

565