Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

B. Анджапаридзе в пьесе «Изгнанник» Важа Пшавела. Театр им. К. Марджанишвили. Тбилиси. 1945.

Яго, а Вам за Вашего Отелло кланяюсь до земли».

Грузия богата и другими прекрасными ак­терами. В. Анджапаридзе, В. Годзиашвили,

C. Закариадзе — все это воспитанники заме­чательного грузинского режиссера Константина Марджанишвили (Марджанова) (1872—1933), создавшего в 1928 г. другой крупнейший театр Грузии (ныне театр носит имя Марджанишви­ли). Актеры молодого поколения Э. Манджгаладзе, М. Джапаридзе и другие создают на грузинской сцене острые драматические и ко­медийные образы.

Драматические театры Армении по своему творческому методу сближаются с русским реалистическим искусством. Спектакли театра, носящего имя великого драматурга Г. Сундукяна, отличаются глубоким раскрытием за­мысла, психологически сложными образами, реалистической четкостью и героико-поэтической устремленностью. Разносторонний и тон­кий мастер Вагарш Вагаршян (1894—1959) — создатель образов Егора Булычова, глубоко мыслящего и страдающего Гамлета. Рачия Нерсесян (1895—1961) — выдающийся актер, наделивший своих героев пламенным темпера­ментом, глубокой человечностью.

Один из лучших классических спектаклей театра — трагедия «Отелло» (1940), где главную роль играл актер Ваграм Папазян (1888—1968; см. илл., стр. 468). Спектакль от­личался точностью исторического колорита — серебристые каналы Венеции, печальные кипа-

рисы Кипра воссоздавали перед зрителями обстановку действия. Глубина и значитель­ность образов, сыгранных исполнителями, вы­сокий драматизм определили значение спек­такля в истории советского театра. Ярко на­циональными чертами отличается искусств» замечательных комедийных и характерных ак­теров Армении Авета Аветисяна и Гургена Джанибекяна.

Много шекспировских спектаклей поста­вил и Азербайджанский драматический театр им. М. Азизбекова. Столкновение могучих, внутренне непримиримых сил, героическое на­чало, поэтическая приподнятость отличали их. Народный юмор, смелая красочная комедийность, сила страстей — вот характерные черты искусства лучших артистов театра — М. Давудовой, А. Алекперова, С. Рухулла, комедий­ных актеров М. Алиева и М. Марданова.

Театр Закавказья, имеющий тысячелетнюю историю, расцветает новыми красками, посто­янно обогащается.

У среднеазиатских народов до Октября своего театра не существовало. Теперь же искусство многих актеров Средней Азии полу­чило широкую известность за пределами нацио­нальных республик. Узбекский романтический актер Абрар Хидоятов (1900—1958) просла­вился как создатель образов пламенного Отелло, поэтичного Гамлета. О нем восторженно писал видевший спектакль Ю. Фучик: «Ты не знаешь языка, и все же слышишь каждое слово Шекспира. Актер говорит жестом, по­ходкой, движением руки — это большая, могу­чая театральная культура».

Трепетные, проникновенные образы геро­инь Шекспира — Дездемоны и Офелии созда­ла Сара Ишантураева (р. 1911). Она играет на узбекской сцене и современных женщин Вос­тока, пробуждающихся к новой жизни. Глу­биной, драматической силой отличается твор­чество выдающегося узбекского актера Шукура Бурханова (р. 1910). Трагедийное дарование артиста, проявившееся в ролях ученого Улугбека (из одноименной драмы Шейхзаде) и Бру­та (из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»), сочетается с острой комедийностью в роли Городничего («Ревизор» Гоголя).

Казахские актеры восприняли от героиче­ской народной поэзии ее суровую мужествен­ность, благородную простоту, реалистическую образность. Образы обаятельных, мягких, муд­рых людей создал на национальной сцене Калибек Куанышпаев. Яркий комедийный актер Серке Кожамкулов порой шутливо-иронически»

530