Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

выражало огромное человеческое горе. Бучма показывал, как созревает в забитом крестья­нине сознание несправедливости обществен­ного строя.

Одна из последних работ выдающегося ук­раинского артиста — старый шахтер Макар Дубрава в одноименной пьесе А. Корнейчука. Незабываема сцена, когда Макар берет в руки пиджак сына, погибшего в фашистском за­стенке, и видит отверстие — там, где пуля, пробив ткань, вошла в сердце юноши. Бучма протягивает свою горестную ношу людям, как бы призывая зрителей никогда не забы­вать о горе, которое принесла война.

Бурно расцвело после Октябрьской рево­люции и театральное искусство белорусского народа. Своеобразны дарования талантливых белорусских актеров В. И. Владомирского, А. К. Ильинского, П. С. Молчанова, Б. В. Пла­тонова, Л. И. Ржецкой, В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович и других, но каждый из этих мастеров раскрывает в своем творчестве душев­ную глубину, народную мудрость, мягкий юмор белорусского народа.

Один из крупнейших советских актеров — Глеб Павлович Глебов (р. 1899) воплотил на белорусской сцене образы национальной дра­матургии, с успехом играл классический репер­туар, например Гарпагона в «Скупом» Моль­ера. Замечательна созданная Глебовны роль Туляги — душевно чистого, но слабого чело­века, подавленного наглым карьеристом (коме­дия «Кто смеется последним» К. Крапивы). Какими аплодисментами встречал зритель вы­разительную сцену, когда, освободившись на­конец от этой зависимости от своего «покрови­теля», Туляга машинально протягивает ему почтительно руку, но затем, спохватившись, поджимает пальцы, и этот жест становится угрожающим!

Другая работа Глебова — образ матерого шпиона Харкевича в пьесе Э. Самуйленка «Ги­бель волка». Постепенно, словно лучами выхва­тывая темные стороны его души, Глебов пока­зывает, что за кажущейся добротой прячется злобная ненависть врага.

Театральному искусству Молдавии тоже присущи музыкальность, поэтичность. Спек­такли отражают жизнь молдавского народа, его прошлое и настоящее. Этому посвящено искусство актеров К. А. Штирбу, М. М. Апостолова, Д. Т. Дариенко, Е. Г. Казимировой, К. Т. Константинова и других.

Сценическое искусство народов Закавказья сохраняет неповторимое, присущее их национальной культуре своеобразие.

Сцена из пьесы «Константин Заслонов» А. Мовзона. Бело­русский драматический театр им. Я, Купалы. Минск. 1947. В роли Константина Заслонова — Б. В. Платонов

(в центре).

Романтическая природа грузинского театра, яркий темпера­мент его актеров особенно полно раскрылись в постановках пьес грузинских драматургов и трагедий Шекспира, Шиллера.

Грузинский театр, носящий имя великого поэта Шота Руставели (см. т. 11 ДЭ, ст. «Пи­сатели Кавказа и Закавказья»), ставит героико-романтические спектакли, поэтичные и волнующие. Его актеры пластичны, музы­кальны, обладают точным чувством ритма. Мас­совые сцены отличаются скульптурной четко­стью. В 1933 г. театр поставил трагедию «Разбойники» Шиллера. Революцион­ный призыв «Ин тираннос!» («На тира­нов!») стал главной темой и дал название этому спектаклю, поставленному талантливым ре­жиссером С. Ахметели. Роли братьев Моор — Карла и Франца играли Акакий Хорава (р. 1895) и Акакий Васадзе (р. 1899). Эти сцени­ческие образы были наполнены силой и пламен­ным драматизмом. Романтический дух спек­такля определяли и массовые сцены, объеди­ненные общим бурным внутренним ритмом.

Высот сценического мастерства достиг театр в постановке трагедии «Отелло» (1937). Выразительное оформление художника И. Гамрекели — черный бархат и золотая парча, окутывающая стены, мрачные романтические пейзажи — подчеркивало тревожную атмосферу спектакля. Центральную роль исполнил артист А. Хорава. Великий актер В. И. Качалов, видевший этот спектакль, писал А. Хораве: «Вы наградили меня Вашим Отелло. Благодарю Вас за эту большую радость. Крепко жму руку Вам и Вашему партнеру А. Васадзе — прекрасному

529