Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

МАСТЕРА СОВЕТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

Театры, ставившие спектакли на родном языке, были только у 9 народов царской России. После Октября десятки народов Совет­ского государства впервые создали свою ори­гинальную театральную культуру. Первые спек­такли новых театров показывали борьбу тру­дящихся за свободу, воссоздавали образы героев гражданской войны, коммунистов, крас­ноармейцев, крестьян. А исполнители сообща­ли этим героям поэзию и страстность, наделяли их отвагой, беззаветной преданностью револю­ции, ненавистью к ее врагам.

С той поры неотъемлемыми чертами совет­ского театрального искусства стали полити­ческая направленность, высокая эмоциональ­ность, народность.

У колыбели советских театров стояли Шек­спир, Мольер, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Ост­ровский: классическая драматургия служила школой мастерства для молодых актеров и мо­лодых театров. На сценах шли произведения национальной и русской советской драматур­гии. Огромным успехом пользовались «Любовь Яровая» К. Тренева, «Мятеж» по Д. Фурмано­ву, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.

В театре получили свое образное отражение грандиозные события жизни нашей страны: индустриализация, коллективизация, Великая Отечественная война, напряженный труд строи­телей коммунизма.

Используя художественные традиции народ­ного творчества, эпические поэмы, легенды, ли­тературу прошлого, мастера театра всех рес­публик показывают жизнь народа, особенно­сти быта, характеры людей, своеобразие и кра­соту национального искусства. Так богатое искусство социалистического реализма обре­тает у каждого народа свои неповторимые фор­мы (см. ст. «Искусство социалистического реа­лизма»).

20 национальных культур определяют мно­гокрасочную палитру театральной жизни Рос­сийской Федерации. Актеры национальных те­атров Поволжья, театров народов Севера и Кав­каза сочетают традиции русской актерской школы с реалистической образностью своего народного искусства.

Творчество актеров, режиссеров, художни­ков в театрах РСФСР богато и разнообразно, отличается яркостью красок. В нашей стране широко известны имена осетинского актера В. Тхапсаева, актеров Татарии X. Абжалилова и Г. Булатовой, башкирских мастеров театра А. Мубарякова, З. Бикбулатовой, А. Зубаирова, кумыкской актрисы Б. Мурадовой, бурят­ского актера и режиссера Ц. Цыдынжапова, актеров якутской сцены В. Местникова, Д. Ходулова, М. Слепцовой, режиссеров Г. Рустамова, З. Бритаевой и многих других.

Сценическое искусство Украины и Бело­руссии близко русскому реалистическому теат­ру и вместе с тем самобытно, неповторимо.

Музыкальность, поэтичность присущи укра­инскому театру. Его спектакли всегда отлича­лись сочными красками, щедрым народным юмором и глубоким драматизмом. Крупней­шими мастерами стали украинские актеры Г. П. Юра, Ю. В. Шуйский, М. М. Крушельницкий, И. А. Марьяненко, Н. М. Ужвий, Б. В. Романицкий, В. С. Василько.

А. М. Бучма в роли Миколы Задорожного. «Украденное счастье» И. Франко. Театр им. И. Франко. Киев. 1940.

Искусство Амвросия Максимилиановича

Бучмы (1891 —1957) вобрало в себя лучшие до­стижения украинской культуры. Замечатель­ный художник создал неповторимые сцениче­ские образы. В спектакле «Украденное счастье» (И. Франко) Бучма играл роль крестьянина Миколы Задорожного. Грузная, понурая фигура, сгорбленная от тяжелой ра­боты спина, полные тоски глаза — все это

528