Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Сцена из пьесы-сказки «Тень» Е.Л. Шварца. Ленинградский театр комедии. 1960.

кой революции, вступившие в непримиримую смертельную схватку во имя подлинных рево­люционных идеалов человечности и гуманиз­ма. Режиссер Г. Товстоногов и артист Ю. Толубеев за «Оптимистическую трагедию» были удостоены Ленинской премии.

Сцена «Тени прошлого» из спектакля «10 дней, которые

потрясли мир» по книге Дж. Рида. Московский театр драмы

и комедии. 1965.

На театральные сцены вернулись «Крем­левские куранты» и другие спектакли о В. И. Ленине. Состоялась во МХАТе премь­ера третьей пьесы Н. Погодина о Ленине — «Третья, патетическая» (1958), по­священной последним дням жизни Владимира Ильича. В обоих спектаклях в роли Ленина вы­ступил Борис Александрович Смирнов (р. 1908). «Актер умеет передать самый дух образа,— писал автор пьесы.— Он играет так, что вы ощущаете мысль Ленина, великую силу его души, энер­гию, человеческое обаяние». Б. Смирнов и Н. Погодин за «Третью, патетическую» были удостоены Ленинской премии.

Новый этап в жизни нашего театра связан с появлением новой драматургии, молодых театральных коллективов, режиссеров, актеров, художников. Молодые герои пьес Розова всту­пают в бой с мещанами, обывателями, нечест­ными, своекорыстными людьми. Они страстно желают найти свое место в жизни и идти по ней трудным, но непременно честным путем.

«В день свадьбы» (1964) — спек­такль В. Розова, поставленный режиссером А. Эфросом на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Здесь были также показаны такие спектакли, как «Снимается кино» (1965) драматурга Э. Радзинского — о трудной судьбе кинорежиссера Нечаева, о его сомнениях, колебаниях, поисках; «Чайка» (1966) А. Чехова.

Новый театр «Современник» был создан ре­жиссером О. Ефремовым и группой актеров-энтузиастов. Все они работали в разных теат­рах, а по ночам репетировали увлекшую их пьесу Розова «Вечно живые» (1957) — о невернувшихся с войны и о высокой ответ­ственности тех, кто остался жить.

Лучшие постановки «Современника» при­влекают сосредоточенными раздумьями о жиз­ни. Театр познакомил зрителя со вчерашним школьником Анатолием («Продолжение легенды» А. Кузнецова, 1958), который преодолевает в себе разного рода сомнения и слабости, становится настоящим строителем и человеком. Ставя «Два цвета» (1959) А. Зака и И. Кузнецова, театр гневно осуждает не только хулиганов, убивших комсомольца, но и тех, кто равнодушно или трусливо прохо­дит мимо, тем самым потворствуя преступлению. В спектакле «Назначение» (1963) А. Во­лодина говорится об ответственности каждого человека перед обществом. (Сцену из спектакля этого театра смотрите на вклейке, стр. 520— 521.)

526