А. К. Тарасова и И. М. Москвин в пьесе «Последняя жертва» А. Н. Островского. Московский Художественный театр. 1944.
по-своему. В спектакле МХАТа «Последняя жертва» (1944, режиссер Н. Хмелев) чувствовались уроки Станиславского. Главные роли — Юлии Тугиной и Прибыткова психологически углубленно играли А. Тарасова и И. Москвин.
А на сцене Театра им. Ермоловой Островский предстал автором ироничным, изящным, искристым — так прочел пьесу «Бешеные деньги» (1945) режиссер А. Лобанов.
В 50-е годы свет рампы увидели три великолепных произведения Л. Толстого. МХАТ показал «Плоды просвещения» в режиссуре М. Кедрова, с Василием Осиповичем Топорковым (р. 1889) в роли псевдоученого, профессора Кругосветлова.
На сцене Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина зрители увидели «Живой труп» Л. Толстого. В исполнении Николая Константиновича Симонова (р. 1901) герой спектакля Протасов — большой, красивый человек, сосредоточенный в своих раздумьях, человек высокой нравственности, чуждый прогнившему обществу. (Сцену из спектакля этого театра смотрите на вклейке, стр. 520 — 521.)
Извечную народную веру в добро, не умирающую даже в условиях мрачной жизни старой дореволюционной деревни, нес Аким — И. Ильинский в спектакле «Власть тьмы» режиссера Б. Равенских (1956, Малый театр).
Не сходили со сцен и пьесы А. М. Горького. За создание образа Вассы Железновой В. Пашенная была удостоена Ленинской премии (одноименный спектакль Малого театра, 1952). В том же 1952 г. на периферийных сценах были
поставлены интересные спектакли по одной из труднейших пьес Горького—«Старик». В Симферополе Старика, этого умного, злобного мракобеса, высохшего в своей ненависти к людям, блестяще сыграл Павел Павлович Гайдебуров (1877—1960).
СОВЕТСКИЙ ТЕАТР НА НОВОМ ЭТАНЕ
Новый этап для советского театра наступил в середине 50-х годов. Вдохновленный всенародным общественным подъемом, театр стал стремительно набирать высоту. На его сцену вновь вернулась боевая сатира В. Маяковского. Пьесы «Баня», «Клоп», «Мистерия-Буфф» были поставлены в Театре сатиры режиссерами Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем. Маяковский остается нашим современником, он борется против современных мещан, бюрократов, очковтирателей (см. илл., стр. 520—521).
Театры обращались и к славной традиции русских сатириков-классиков. В Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина режиссер А. Дикий поставил «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (1953). С гневом и горьким сарказмом показал он царскую Россию, где «мундир — один мундир! — царствует и властвует, растлевая, глуша все живое».
Одновременно в Ленинградском театре комедии постановку этой пьесы осуществил Николай Павлович Акимов (1901 —1968)—режиссер и театральный художник. Акимов создавал декорации, костюмы, остроумные театральные плакаты. Режиссер показал зрителям умные, тонкие пьесы писателя-сказочника Е. Шварца. В условиях сказочного сюжета действуют реальные современные люди. «Дракон» (1962) направлен против фашизма во всех его проявлениях. «Тень» (1940) утверждает мысль: человек должен подавлять в себе низменные и корыстные чувства и побуждения — то, что является как бы его тенью. «Обыкновенное чудо» (1956) повествует о настоящей, большой любви.
На подмостках театра произошло новое чудодейственное рождение «Оптимистической трагедии». Спектакль, поставленный в 1955 г. режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым (р. 1915) в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина, смотрели делегаты исторического XX съезда партии. К современным людям обращались герои вели-
525