Основоположник армянского театра нового времени актер и режиссер Георг Чмшкян (1837 —1915) требовал, подобно М. Щепкину и А. Мартынову, простой, естественной, искренней игры (см. статьи «М. С. Щепкин» и «А. Е. Мартынов»). Он отказался от искусственной декламации, ложного пафоса, принятых в то время на сцене при исполнении исторических трагедий.
Выдающийся грузинский актер Васо Абашидзе (1854—1926), создавший галерею разоблачительных образов купцов и игравший с успехом Городничего, Фамусова, Хлестакова, считал, что истинные учителя драматического искусства — жизнь, практика, наблюдение. Актер должен знать все: «как начальник говорит с подчиненным, подчиненный с начальником, как держится сановник, богач, бедняк и как другие обращаются с ними. Как страдает голодный и как доволен сытый».
Азербайджанский актер Джангир Зейналов (1865—1918) призывал актеров быть воспитателями народа. Играя жадных купцов, чванливых феодалов, ловких шарлатанов в пьесах первых азербайджанских драматургов, Зейналов достигал яркой обличительной остроты и реалистической убедительности.
«Мать латышского театра» Берта Румниеце (1865—1953) создала незабываемые образы женщин из народа. Разносторонние знания, высокую культуру и мастерство сценической речи принес в латышский театр артист Екаб Дубур (1866-1916).
Представителями романтического направления были преимущественно исполнители трагедийных и драматических ролей. Тему противоречия между мечтой и действительностью, особенно волновавшую молодежь предреволюционных лет, раскрывал в своих сценических образах армянский трагик Петрос Адамян (1849—1896). Играя Гамлета, Дон Карлоса, Уриэля Акосту, Жадова, он выражал страстный протест против гнета и насилия, стремление к свободе. На армянской сцене рядом с Адамяном актриса Сирануйш (1857—1932; настоящее имя и фамилия — Меробе Кантарджян) показывала бесправие женщин в буржуазном обществе (Гедда Габлер в одноименной пьесе Ибсена и др.).
Романтическую школу в грузинском театре представлял Владимир Алекси-Месхишвили (1857—1920). Его искусству были близки идеи национально-освободительного движения 90-х годов. Его сценические герои — Гамлет, Ромео, Незнамов — протестовали против гнета реакции, защищали права человека. Даже играя
М. К. Заньковецкая в пьесе «Пока солнце взойдет, роса очи выест» М. Л. Кропивницкого.
В. Алекси-Месхишвили в пьесе «Родина» Д. Эристави.
Б. Румниеце в пьесе «Люди; живущие во мраке» В. Розенова.
515