Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Немецкий актер К. Зейдельман в роли Карлоса. «Клавиго» И. Гёте.

сокие примеры гуманизма в творчестве Шекспи­ра, Шиллера, Гёте, Мольера.

Крупнейшие актеры второй половины XIX в.— великие трагики итальянского театра Эрнесто Росси (1827—1896; см. ст. «Эрнесто Росси») и Томмазо Сальвини (1829 —1915; см. ст. «Томмазо Сальвини») поко­ряли зрителей психологической глубиной, правдой, огромной силой чувства. Они играли глав­ным образом в пьесах Шекспи­ра. Искусство их впитало дух вековой борьбы итальянского народа за свое освобождение, но оно было далеко от буржу­азной повседневности.

Другие мастера реалистиче­ского театра прежде всего стре­мились к жизненной достовер­ности своей игры и своих геро­ев. Например, французский ак­тер Эдмон Го (1822-1901), иг­рая промышленников, финанси­стов в современной драме или в сатирических комедиях Молье­ра, Лесажа, раскрывал хищ­ническое своекорыстие буржуа, давая точный социально-психо­логический портрет. Французский актер Бенуа Коклен (1841 —1909) принес на сцену жизнерадостность, живую наблюда­тельность, умение сочетать остроумие с поэтич­ностью.

Образы, создаваемые румынским актером Матеем Милло (1814—1896), были остросати­ричными, обличительными: он поднимался до политической карикатуры на правящие круги.

Многие крупные мастера европейской сцены, хотя и совсем разные по творческим целям и интересам — романтики и реалисты, — были схо­жи в одном: они стремились к художественной целостности спектакля. Немецкий режиссер Ген­рих Лаубе (1806—1884) добивался этого, серьез­но работая с актерами, кропотливо разраба­тывая тончайшие оттенки речевой интонации (это называли «словесной режиссурой»). Ан­гличанин Чарлз Кин (1811 —1868) стремился со всеми деталями восстановить на сцене исто­рическую архитектуру, утварь, одежду. Немец Франц Дингельштедт (1814—1881) ставил пышные «постановочные» зрелищные спектакли.

Всем этим исканиям подвел итог Мейнингенский театр в Германии. Режиссер этого теат­ра Людвиг Кронек (1837—1891) стремился до­биться ансамблевости в постановке пьес, т. е. единства, согласованности актерской игры, исторической правдивости декораций, тща­тельной продуманности световых и звуковых эф­фектов и пр. Массовые сцены — «массовки» — у него были живые, текучие, разнообразные.

«Юлий Цезарь» Шекспира — первый спек­такль, который мейнингенцы вывезли на гаст-

«Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Сцена из спектакля. «Свободный театр» А. Антуана. Париж. 1888.

488