Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

струментальных концертов, в том числе попу­лярнейшего скрипичного концерта (см. ст. «А. И. Хачатурян»). Произведения этого армян­ского композитора — гордость советского искус­ства.

Служению гуманистическим идеям посвя­щает свое творчество талантливый азербайджан­ский композитор Кара Караев (см. ст. «К. А. Ка­раев»). Его балеты «Семь красавиц», «Тропою грома» поставлены во многих театрах СССР и ряда зарубежных стран, а инструменталь­ные сочинения широко звучат на концертных эстрадах.

Успехи композиторов братских республик связаны с самыми разными жанрами, с самыми разными темами. Много творческих удач в жан­ре оперы. В операх воспевается борьба наро­дов за свободу и независимость, против ино­земных захватчиков, против тирании и деспо­тизма.

Тема оперы «Богдан Хмельницкий» (1951) украинского композитора Константина Федо­ровича Данькевича (р. 1905) — освободитель­ная война украинского народа против панской Польши 1648—1654 гг. Народные хоры, на­ряду с ариями и дуэтами, принадлежат к са­мым впечатляющим страницам оперы. В этих хорах композитор сохранил лучшие черты, свойственные украинскому фольклору, — мелодичность, задушевность, выразительность чувств.

Назиб Жиганов.

Борьба армянского народа против персид­ских завоевателей отражена в опере Александра Спендиарова «Алмаст», начатой в 1916 г. и за­вершенной в Советской Армении в 1928 г. (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»). В центре оперы образы армянского военачальника князя Татула, его жены — пре­дательницы Алмаст, персидского шаха Надира. «Алмаст» — симфоническая опера. Большую роль в развитии действия играет оркестровая партия. В оркестре даются характеристики дей­ствующих лиц, картины борьбы армян с перса­ми-завоевателями за свою независимость.

История героической борьбы азербайджан­ского народа против ханского гнета вдохно­вила Узеира Гаджибекова. Легендарный народ­ный вождь стал героем его лучшей оперы «Кер-оглы» — классического произведения музыки Азербайджана (1936). Кер-оглы не только воин, но и ашуг — певец. В народе очень популярны три песни из этой оперы, близкие ашугским песнопениям. И облик Нигяр, нежной и бес­страшной подруги Кер-оглы, обрисован музы­кой, впитавшей интонации народных песен. Ее арии задушевны, мелодичны, проникнуты искренним чувством.

История и жизнь эстонского народа — основ­ная, тема творчества композитора Эугена Кап­па (р. 1908), Одна из лучших его опер — «Огни мщения» (1945) воскрешает страницы далекого прошлого — восстание эстов против немецких псов-рыцарей, которое вспыхнуло в Юрьеву ночь 1343 г. Написанная во время Великой Отечественной войны, опера прозвучала очень современно — освободительная борьба прош­лого перекликалась с событиями, которые пере­живал в те годы весь советский народ.

Великая Отечественная война вписала ге­роические, незабываемые страницы в историю нашего народа. Она вдохновила композиторов на создание новых сочинений. Молодогвардей­цы стали героями оперы «Молодая гвардия» (1947) украинского композитора Юлия Сер­геевича Мейтуса (р. 1903). Эта опера обошла многие сцены советского театра, поставлена в социалистических странах.

Татарского композитора Назиба Жиганова (р. 1911) взволновал образ легендарного поэта-воина, узника Моабитской тюрьмы Мусы Джа­лиля. И опера «Джалиль» (1956) по суще­ству опера-монолог, опера одного героя, хотя по ходу действия мы знакомимся и с друзьями поэта по заключению, и с его семьей.

461