Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

церты Прокофьева и Хачату­ряна, Шестнадцатую и Двадцать первую сим­фонии Мясковского. О глу­бине мысли и человечно­сти в нашем симфонизме, о его доступности широким слоям слушателей с уваже­нием говорили виднейшие музыканты западного мира.

В те же годы наша му­зыка обогатилась симфония­ми Д. Кабалевского, Л. Книппера, В. Мурадели, яркими симфоническими сочинения­ми национальных композито­ров: Л. Ревуцкого (Украина), Ш. Мшвелидзе (Грузия) и многих других.

В конце 1932 г., после не­скольких лет зарубежных странствий, вернулся на Ро­дину выдающийся русский композитор С. Прокофьев. На протяжении последую­щих двух десятилетий его творчество пережи­вает новый бурный расцвет. Его балет «Ромео и Джульетта» на сюжет извест­ной трагедии Шекспира стал гордостью всего нашего искусства. Опера Прокофьева «Семен

Сцена из оперы «В бурю» Т. Н. Хренникова. Московский музы­кальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Композитор И. О. Дунаевский среди своих юных друзей — любителей музыки.

К о т к о», посвященная событиям гражданской войны на Украине, ознаменовала новый блестя­щий успех русского оперного реализма.

Появляются в 30-е годы и новые оперы молодых композиторов — «Тихий Дон» Ивана Дзержинского (по первой части одно­именного романа М. Шолохова), «В бурю» Тихона Хренникова по книге Н. Вирты «Одиночество». Советские слушатели с интере­сом встретили эти мелодически привлекатель­ные, песенные оперы, изображающие недавние события революции и гражданской войны. Дос­тоинствами этих опер были простота и задушев­ность музыки, обращение к волнующим мотивам маршевой песенности революционных лет.

Сюжеты классической литературы получили яркое воплощение в операх Кабалевского, Шо­стаковича. В опере Кабалевского «Мастер из Кламси» дан портрет французского ремес­ленника Кола Брюньона, веселого и мятежного героя известной повести Ромена Роллана. Опера Шостаковича «Катерина Из­майлова» (по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), воскрешавшая мрач­ные картины старого купеческого быта, захваты­вала смелым новаторством стиля и глубоким проникновением в душевный мир главной героини.

Накануне Великой Отечественной войны родились яркие сочинения, воспевающие воин-

443