Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

скую заботу о развитии новой музыкальной куль­туры.

Советская музыка 20-х годов постепенно набирала силы. Рождались первые советские оперы, балеты, симфонии и оратории. Выдвига­лись молодые композиторы и артисты, воспи­танные советскими консерваториями.

В 1925 г. группа молодых композиторов — студентов Московской консерватории организо­вала творческий кружок «Проколл» (Производ­ственный коллектив), начавший работу над песнями и хорами революционного содержания. Это были музыканты нового типа, тесно связан­ные с советской действительностью, с рабочей самодеятельностью. В. Белый, М. Коваль — первые композиторы-комсомольцы, А. Давиденко — участник гражданской войны. Они при­несли в хоровую и песенную музыку живое ощущение нового времени, энергичные ритмы и интонации современного фольклора. К деся­тилетию Октябрьской революции проколловцы совместно написали ораторию «Путь Октября» — музыкальную летопись собы­тий 1905 и 1917 гг. Лучшие страницы оратории созданы Александром Давиденко — хоровые картины «Улица волнуется» (о рабочей демон­страции 1917 г.) и «На десятой версте от сто­лицы» (о событиях 9 января 1905 г.).

Во многих театрах с успехом шел один из первых советских балетов — «Красный мак» Глиэра (см. ст. «Р. М. Глиэр»), впервые поставленный ко дню десятой годовщины Октяб­ря. Лучшая опера тех лет, сохранившая и по­ныне художественную прелесть,— комическая опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (по итальянской сказке Карло Гоцци). Ее веселая музыка пле­няет сверкающим остроумием, жизнерадост­ностью, дерзкой насмешкой над одряхлевшим рутинным искусством.

Из первых советских симфоний нужно отме­тить сочинения Николая Яковлевича Мясков­ского (1881 —1950), виднейшего композитора старшего поколения, ученика Лядова и Римского-Корсакова. Бывший саперный офицер, участник первой мировой войны, Мясковский воплотил в своих лучших симфониях (и особен­но в замечательной Пятой, законченной в 1918 г.) переживания русской интеллигенции в трудные годы войны и революции. Крупным событием было первое исполнение в 1924 г. прославленной Шестой симфонии Мясковского — драматической поэмы о тягост­ных испытаниях и великих победах револю­ционного времени. В симфонии смело и неожиданно сопоставляются скорбные траурные моти­вы с победно звучащими мелодиями револю­ционных гимнов.

Н. Я. Мясковский.

С начала 20-х годов Мясков­ский стал профессором композиции в столичной консерватории, среди его учеников многие вид­ные советские композиторы: Хачатурян, Шеба­лин, Белый, Кабалевский и др.

Важнейшим событием 20-х годов было рож­дение Первой симфонии молодого ленинградского композитора Дмитрия Шоста­ковича (см. ст. «Д. Д. Шостакович»), кото­рый сразу покорил слушателей блеском, кра­сочностью и жизненной силой своей музыки.

ГОДЫ РАСЦВЕТА

В 30-е годы зарождается советская музы­кальная классика, наступает расцвет советской песни, симфонии, оперной, балетной и ораториальной музыки. Сложный мир переживаний современного человека — его мечты и надежды, его ненависть к угнетению, его устремленность к светлому будущему — все это нашло свое выражение в симфониях советских композито­ров. «Советская симфония — наша гордость»,— писал академик Б. В. Асафьев.

Всемирный отклик вызвали лучшие симфо­нические сочинения тех лет, созданные Шоста­ковичем, Прокофьевым, Мясковским, Хачату­ряном. Назовем в первую очередь Пятую симфонию Шостаковича, скрипичные кон-

442