Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

с модными европейскими танцами: менуэтом, гавотом, сарабандой. Те, кто побогаче, заводили домашние и крепостные театры, собственные инструментальные и хоровые капеллы. Из-за границы выписывали музыкантов, многие из которых оседали в России. В 30—40-х годах XVIII в. иностранные труппы давали в за­крытом придворном театре оперные спектакли.

В рукописных музыкальных альбомах XVIII в. мы находим песни для трех голосов— канты: хвалебные, застольные, лирические, пасторальные, серенады. Сначала их пели без сопровождения, а позднее — под аккомпане­мент гитары или клавесина.

Особенно много песен появилось в 30—40-е годы. Русский поэт Г. Р. Державин называл это время «веком песен». Постепенно происхо­дило превращение канта в романс, испол­няемый одним голосом.

В 1759 г. петербургский любитель музыки граф Г. П. Теплов составил и издал первый печатный песенник «Между делом безделье». В нем есть и первые русские романсы, или российские песни, как их тогда на­зывали. Сочинителями российских песен были слепой музыкант А. Жилин, Ф. Дубянский, чья песня «Стонет сизый голубочек», проник­нутая искренним сердечным чувством, не за­быта до сих пор. Талантливый композитор И. Козловский, поляк, много лет живший в России, создал замечательные российские песни «Прежестокая судьбина», «Милая вечор сидела» и др.

Помимо романсов, появляется и большое количество обработок народных песен, которые становятся основой развития всей русской музыки XVIII в. Особенно многим обязана народной песне русская опера.

Первые дошедшие до нас русские оперы по­ставлены в 1779 г. Успех музыкальной комедии Александра Онисимовича Аблесимова (1742— 1783) «Мельник — колдун, обманщик и с в а т» был исключительным — спектакль сыграли 27 раз в Москве и 22 раза в Петербурге. В нем изображались проделки мельника Фаддея, который помогает влюбленным Анюте и Фили­мону. Успеху комедии содействовали исполняв­шиеся артистами известные народные песни: «Вниз по матушке по Волге» — песня мель­ника, «Земляничка-ягодка» и «Как у нашего широкого двора» — песни Анюты, «Как ходил-гулял Ванюша» — бойкая песня Филимона и многие другие.

Позднее композитор Е. Фомин написал к «Мельнику» несколько новых вокальных

Е. И. Фомин.

номеров и увертюру на русские темы. Так музыкальная комедия приобрела облик оперы.

7 ноября 1779 г. на сцене Петербург­ского театра была поставлена онера Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797) «Несчастье от кареты» (текст Я. Княж­нина). В ней обрисовано бесправие крепост­ных, страдающих из-за прихоти помещика и жестокости его приказчика.

В опере крепостного композитора Ми­хаила Алексеевича Матинского (1750—1820) «Санкт-петербургский гости­ный двор» (1782) остроумно высмеиваются скупость и мошенничество купцов, взяточни­чество чиновников.

В этих ранних русских операх разговорные сцены чередовались с музыкальными номера­ми — песнями. Иногда встречались и целые музыкальные сцены — хоры, ансамбли (так, например, в опере «Гостиный двор» — комиче­ский секстет продавцов и покупательниц, сва­дебные хоры). Но хотя эти спектакли и называ­лись операми, музыка в них еще не играла главной роли.

Наиболее самобытные оперы XVIII в. соз­даны композитором Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым (1761—1800). Он, сын простого сол­дата, рано обнаружил исключительную музы-

413