Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

тория «Море восстало», симфоническая сюита «Лудаш Мати»).

Венгерская публика высоко ценит сочинения Ф. Фаркаша (опера «Милый Палко»), Д. Ранки (комическая опера «Новое платье короля»), Э. Серванского («Военная кантата). Из более молодых выдвинулись Э. Петрович — автор оперы «Вот она, война», Ш. Соколаи — автор оперы «Кровавая свадьба».

Чехословакия издавна считается одной из музыкальнейших стран Европы (см. ст. «Му­зыка Чехии»). После освобождения страны от фашистского ига старейшие мастера чешской музыки Йосеф Фёрстер (1859—1951) и Витезслав Новак (1870—1949) приветствовали народную власть своими патриотическими произведения­ми. Традиции чешской классики талантливо развил ученик Фёрстера композитор Вацлав Добиаш (р. 1909) в симфониях, песнях, в по­пулярной кантате «Строишь родину — укрепля­ешь мир» (отмеченной Международной преми­ей мира). С интересными сочинениями выступи­ли более молодые авторы В. Соммер («Вокальная симфония»), С. Гавелка (цикл «Хвала свету»).

Композиторы Словакии, не имевшей в про­шлом своей музыкальной классики, достигли особых успехов. Крупнейший из словацких мас­теров Эуген Сухонь (р. 1908) известен своими операми «Водоворот» (поставлена в Москве и Тбилиси) и «Святоплук». Другой словацкий мастер—Ян Циккер (р. 1911) — автор оперы «Воскресение» по роману Льва Толстого.

В народной Польше любят музыку В. Лютославского, Г. Бацевич, Т. Берда, К. Сероцкого. Лучшие оперные сочинения, например опера «Бунт жаков» Тадеуша Шелиговского (1896— 1963) — о восстании краковских студентов XVI в. против феодального гнета,— развивают национальные традиции польской музыки. Не­которые из молодых польских композиторов (например, одаренный К. Пендерецкий) обра­щаются к сложнейшим средствам современного музыкального «авангарда» (см. ст. «Европейская музыка XX в.»).

Велики успехи музыкантов новой Болгарии. Здесь высоко ценят сочинения старейшего ма­стера Панчо Владигерова (р. 1899), создателя многих симфонических и фортепианных пьес, окрашенных неповторимым обаянием болгар­ской народной песенности. Известностью поль­зуются крупный симфонист Петко Стайнов

(р. 1896) и разносторонний мастер Любомир Пипков (р. 1904), чьи оперы «Момчил» и «Анти­гона 43» с успехом идут на болгарских сценах. Слушатели высоко ценят балет А. Райчева «Гайдуцкая песня», кантаты и песни С. Обретенова, М. Големинова, Т. Попова.

В развитии современной музыки Румынии велика роль Джордже Энеску (1881 —1955) — выдающегося композитора, скрипача и ди­рижера, заложившего основы национальной классики. Его симфонические пьесы на народ­ные темы и опера «Эдип» составляют гордость румынской культуры. Его традиции развивают композиторы Румынии братья Йон и Георге Думитреску и А. Мендельсон, С. Драгой, из более молодых — А. Виеру, Т. Олах.

В народной Югославии среди сербских ком­позиторов особенно известны П. Коньович, С. Христич (автор балета «Охридская легенда», ставившегося в Москве), из хорватских масте­ров — Я. Готовац (создатель популярной коми­ческой оперы «Эро с того света») и видный сим­фонист И. Словенский. Необычайно свежий и красочный фольклор Сербии, Хорватии, Сло­вении, Македонии, Черногории продолжает и ныне питать творчество югославских компози­торов.

Все большее место в мировой музыкальной культуре занимают европейские страны соци­ализма — Польша, Чехословакия, ГДР, Вен­грия, Югославия и др. Они гордятся именами классиков национальной музыки — Баха и Ген­деля, Вагнера и Шопена, Сметаны и Дворжака, Листа и Бартока.

Сегодня польские, чешские, венгерские сим­фонические оркестры и их лучшие дирижеры успешно гастролируют далеко за пределами родных рубежей. Хорошо известны, например, венгерский дирижер Я. Ференчик, чешский — К. Анчерл, немецкий — К. Зандерлинг. Мно­гие знают выдающуюся венгерскую пианистку А. Фишер, польскую пианистку Г. Черны-Стефаньску, чешский квартет им. Сметаны. Всеобщим уважением окружены имена про­славленных болгарских певцов Н. Гяурова, Д. Узунова, Н. Николова, чье пение можно услышать не только в Софии, но и в театрах Парижа, Милана, Москвы.

В странах социалистического содружества постоянно проводятся международные фести­вали современной музыки.

РУССКАЯ МУЗЫКА

ИСТОКИ РУССКОЙ МУЗЫКИ

Народное творчество — это почва, на которой в каждой стране созревает разнообразная про­фессиональная музыка. Развитие музыки в Древней Руси было связано с оживлением об­щественной жизни, ростом городов, развитием ремесел, торговли.

Летописи рассказывают, что музыканты, служившие при княжеских дворах, веселили гостей на пиру, во время военного похода исполняли ратную музыку, поднимая боевой дух воинов. Участвовали и в поминальных

обрядах — тризнах, восхваляя подвиги пав­шего в сражении военачальника, его неустра­шимость. История сохранила имя одного из таких певцов — Бояна, которым восхищается автор «Слова о полку Игореве» (см. т. 11 ДЭ, ст. «У истоков русской литературы»).

На улицах и торговых площадях в дни праздников простой люд толпился вокруг профессиональных музыкантов и актеров-скоморохов.

Недаром их называли «потешниками», «весе­лыми». Они играли на гуслях, гудках, дудках, сопелях и бывали непременными участниками народных празднеств, свадеб и других обрядов.

На фотографии: Московская государственная ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского.

411