глубоко народен, хотя Монюшко и не вводит в «Гальку» ни одной польской народной песни.
Действующие лица оперы правдиво обрисованы в музыке. Песни и ария Гальки, думка Йонтека — крестьянского парня, преданно любящего Гальку, хор крестьян полны живого чувства, теплоты, мелодии их просты и выразительны. Сочувствие композитора всецело на стороне людей из народа. Музыкальная характеристика дворян далека от традиций народной песенности. Этим Монюшко как бы подчеркивает отсутствие искренности и теплоты у надменных и эгоистичных шляхтичей.
По-разному написаны композитором две мазурки в опере: бравурная, чуждая народному духу, исполняемая в доме стольника, и красочная, поистине народная, звучащая в хоре крестьян из третьего действия.
Имя Монюшко делается известным не только в Польше, но и за рубежом. Он становится
дирижером Варшавского оперного театра. Здесь идут его новые оперы: «Сплавщик леса» (1858), «Графиня» (1860) и знаменитый «Зачарованный замок, или
Страшный двор» (1865), где раскрылось лирико-комедийное дарование Монюшко. Он замечательно нарисовал в музыке картины из жизни старой Польши — гадание девушек, приход ряженых, талантливо ввел в нее народные песни и танцы. Все здесь проникнуто юмором, полно кипучей жизни и при этом классически стройно и законченно.
Оперы, созданные Монюшко, — высший образец самобытного польского оперного стиля. Но сам Монюшко с присущей ему удивительной скромностью говорил о своем творчестве: «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения».
Чешский народ очень музыкален. Его чудесные песни и танцы — и особенно полька — пользуются всемирной известностью. (Полька— по-чешски «пулка», что значит половина; ведь в основе танца — движение на полушагах.)
Из Чехии вышли многие замечательные музыканты. Недаром в XVIII в. Чехию называли консерваторией Европы. Музыкальный критик, литератор и публицист прошлого века А. Улыбышев рассказывал: «Проезжая через Чехию, я на постоялых дворах встречал крестьян, игравших гайдновские квартеты, и этих дилетантов в блузах можно было слушать с удовольствием».
Не удивительно, что в Чехии появились выдающиеся композиторы, известные не только на родине, но и за ее пределами. Один из лучших скрипачей своего времени — Франтишек Бенда (1709—1786). Его брат Йиржи Бенда (1722—1795) — известный оперный композитор. Огромным успехом пользовались оперы Йосефа Мысливечека (1737—1781), которого в Италии называли «божественным чехом». А в следующем столетии Чехия дала миру двух великих композиторов — Бедржиха Сметану и Антонина Дворжака (см. статьи «Бедржих Сметана», «Антонин Дворжак»).
Вслед за ними выступило новое поколение чешских композиторов. Леош Яначек (1854— 1928) — большой и смелый художник, обогативший мировое музыкальное искусство. Он написал «Лашские танцы» для оркестра, симфоническую поэму «Тарас Бульба» (1918, по Гоголю), оперы «Ее падчерица» (1903) и «Катя Кабанова» (1921, по драме Островского «Гроза»).
Видным чешским композитором начала XX столетия был Йосеф Сук (1874—1935) — участник знаменитого чешского квартета, неоднократно выступавшего в России. Его современник Витезслав Новак (1870—1949) известен своей ликующей «Майской симфонией» (1945), посвященной освобождению Чехословакии от фашистского ига. Все эти композиторы достойно продолжили традиции Сметаны и Дворжака.
В народной Чехословакии музыкальная культура получает дальнейшее развитие.
Бедржих Сметана родился в небольшом городке Литомышле. Его талант проявился уже в детстве: пяти лет мальчик начал учиться музы-
391