Листа мы находим сонату-фантазию «После чтения Данте», пьесы «Задумчивость» и «Обручение», написанные под впечатлением творений Микеланджело и Рафаэля (см. статьи «Микеланджело Буонарроти», «Рафаэль Санти»).
Среди листовских симфонических поэм особенно популярны «Прелюды» (1848, по стихотворениям Ламартина), рисующие человеческие надежды, страсти, тревоги, мечтания и жизненную борьбу. «Прелюды» увлекают образностью, красотой мелодии, блеском оркестрового письма.
Фортепианные переложения Листа дали вторую жизнь вокальным и оркестровым сочинениям многих композиторов: песням Шуберта, органным сочинениям Баха, увертюрам и симфониям Бетховена и Берлиоза, сценам из опер Гуно, Верди, Вагнера, Глинки. Он стремился донести до широких масс слушателей сокровища классической музыки.
Горячий патриот Венгрии, Лист отразил в своем творчестве ее природу, жизнь и характер народа. Ему принадлежат фортепианная обработка знаменитой песни венгерского национально-освободительного движения «Ракоци-марш», симфоническая поэма «Венгрия», «Героический марш в венгерском стиле» и «Венгерские исторические портреты» для фортепиано. Многообразная деятельность Листа имела громадное значение для развития венгерского музыкального искусства и прославила его во всем мире. Основанная Листом в 1875 г. Будапештская музыкальная академия носит его имя.
Лист был большим и искренним ценителем русской музыки, творчества композиторов «Могучей кучки». В Московской консерватории находится портрет Ференца Листа, написанный художником Репиным во время одного из приездов Листа в Россию.
«Польского крестьянина песней можно заманить на край света. Увлечение песней, музыкой, а в особенности танцами составляет коренное свойство народа... Танцы внесли в музыку песен те черты и краски, по которым легко узнается польский народный стиль», — вот что писал о характерных чертах музыкальной культуры своего народа один из польских критиков.
Польские песни — бытовые, крестьянские, исторические — отличаются «певучестью от сердца к сердцу идущей мелодии». Многие песенные напевы носят танцевальный характер. И это не случайно — еще с незапамятных времен польский народ любил танцы. Древнейший из них — полонез, его называли «великим». В придворной среде танец превратился в пышное торжественное шествие, которым открывались балы. Кроме полонеза, популярны были в Польше мазурка (мазур) и краковяк (танец рыцаря и его оруженосца).
Странствующие актеры и музыканты давали небольшие представления, исполняли песни и танцы, играли на различных инструментах. Очень распространены были волынка, свирель, гусельки и трехструнная скрипка, сделанная руками народных умельцев.
Первый известный польский композитор — Миколай Радомский жил в первой половине
XV в. Он писал сочинения для голоса с инструментальным сопровождением.
Состоятельные шляхтичи стремились завести свой театр, оркестр, оперную труппу. На частных сценах ставились итальянские оперы.
Большой заслугой Мацея Каменского (1734—1821) было создание первой польской оперы «Осчастливленная нищета», где использованы народные песни и ритмы популярных танцев. Народные мелодии звучат в операх Юзефа Эльснера (1769—1854), учителя Шопена, и Кароля Курпинского (1785—1857) — директора Варшавской оперы. Эти композиторы подготовили дальнейший расцвет оперного искусства в Польше.
Композитор Иосиф Козловский (1757 —1831) писал камерную музыку. Он долгое время жил в России, где не только пропагандировал польскую музыку, но и выступил с вокальными сочинениями, внеся вклад в развитие русского романса (см. статьи «Истоки русской музыки», «Русская музыка XVIII в.»). Его ученик Михаил Клеофас Огинский (1765—1833) завоевал всемирную известность своими полонезами.
Мировую славу польской музыке принесли в XIX в. гениальный Шопен и классик национальной оперы Монюшко (см. статьи «Фридерик Шопен», «Станислав Монюшко»).
387