Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Франсуа Обер.

герой — знаменитый разбойник. На музыкаль­ный язык оперы — простой и доступный — оказали сильное влияние народные песни и танцы. Когда во Франции поднялась волна революционных настроений и пробудился ин­терес к героике, Франсуа Обер написал опе­ру «Немая из Портичи» («Фенелла»; 1828). Опера посвящена восстанию неа­политанских рыбаков против испанского намест­ника. Роль главной героини — немой девушки Фенеллы — в первой постановке исполнила вы­дающаяся французская балерина Мария Тальони (см. ст. «Из истории зарубежного балета»).

Отказавшись от пышности и монументаль­ности историко-героической большой оперы, Обер ввел народные бытовые сцены и создал спектакль живой и естественный. Хоры рыба­ков близки народным песням Южной Италии.

«Немая из Портичи» Обера и созданный Рос­сини в  Париже «Вильгельм Телль» положили начало историко-романтической опере, но своему расцвету она обязана Мейерберу.

Джакомо Мейербер (1791 — 1864), родив­шийся в Германии, уже известным композито­ром приехал во Францию, и она стала его вто­рой родиной. Первая же опера, написанная Мейербером для парижской сцены,— «Роберт-Дьявол» (1830) — принесла ему мировую славу. Его последующие оперы «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1848), «Африканка» (1864) — блестя­щие, остродраматичные спектакли с виртуоз­ными партиями и яркими характеристиками героев, грандиозными хоровыми сценами и зна­чительной ролью оркестра.

Вершина творчества Мейербера — опера «Гугеноты», поставленная в 1836 г. (либретто Э. Скриба), рассказывает о религиозных распрях XVI в., разделивших всю Францию на два враждебных лагеря. Печальна история любви Рауля и Валентины. Он — гугенот, а она — дочь человека, возглавляющего заговор католиков. Судьба не сулит им счастья. Ярка и драматически напряженна музыка много­численных массовых эпизодов, особенно сцены освящения мечей, подготовки заговора, картины Варфоломеевской ночи. Выразительны ан­самбли и хор в четвертом действии. Чудесны лирические дуэты Рауля и Валентины.

Во второй половине XIX в. усиливается демо­кратическое направление в искусстве Фран­ции. Происходят изменения и в большой опере. Молодые композиторы III. Гуно, А. Тома, а поз­днее Л. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе демократизировали ее язык и создали новый жанр — лирическую оперу. Теперь музыка, раскрывая личные переживания героев, делает их понятными и близкими широкому

Джакомо Мейербер.

кругу слушателей. Оперы «Миньон» (1866) Тома, «Манон» (1884) и «Вертер» (1886) Массне. «Фауст» (1859), «Ромео и Джуль­етта» (1864) Гуно отличаются правдивостью и вместе с тем поэтичностью образов. В их певу­чих мелодиях ощущаются черты французского городского фольклора.

Лучшая из этих опер —«Фауст» Шарля Гуно (1818—1893) на сюжет поэмы Гёте. Не­обычайным человеческим теплом проникнута песня Маргариты за прялкой. Музыка тонко и правдиво передает чувства влюбленной девуш-

382