поколений. Памяти жертв революции посвятил свой «Реквием» и «Траурно-триумфальную симфонию» один из величайших музыкантов Франции — Гектор Берлиоз (1803—1869), смелый новатор, создатель программной симфонической музыки. «Фантастическая симфония» (1830) Берлиоза — первая в истории музыкального искусства симфония, в основу которой положен литературный сюжет.
В первой половине XIX в., когда Берлиоз был единственным во Франции великим симфонистом, французская опера насчитывала немало первоклассных мастеров. В 30—40-е годы на сцене театра Большой оперы в Париже ставятся героические оперы Ф. Обера, Ф. Галеви, Дж. Мейербера, в которых рассказывается о больших исторических событиях — восстаниях, религиозных войнах (см. ст. «Из истории французской оперы»). Интересно, что постановка в 1830 г. оперы Обера «Немая из Портичи» в Брюсселе послужила сигналом к народному восстанию, окончившемуся провозглашением независимого Бельгийского государства.
Начиная с 50-х годов на французской оперной сцене утверждается новый жанр — опера лирическая, в которой главное внимание композиторы обращают на раскрытие человеческих чувств. И до сих пор со сцен театров всего мира не сходят оперы Ш. Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта»), Ж. Массне(«Манон», «Вертер»), Л. Делиба («Лакме»), А. Тома («Миньон»). Но подлинным шедевром французской оперы стала гениальная «Кармен» Ж. Бизе, где с огромной силой раскрыта жизненная драма людей из народа (см. ст. «Жорж Бизе»).
В 70-е годы во Франции начинается новый подъем симфонической и инструментальной музыки. Множество ярких, темпераментных и вместе с тем пластичных и отточенных по форме сочинений написал К. Сен-Санс, глубиной и проникновенностью отмечены творения С. Франка (см. ст. «Европейские композиторы конца XIX — начала XX в.»).
Новые пути в музыкальном искусстве открыли на пороге XX в. К. Дебюсси и М. Равель. Их музыка и в наше время поражает своей необычайной способностью передавать и рисовать краски солнечного заката, и сверкание празднеств, и игру морской стихии.
А в 20-е годы нашего столетия во Франции зарождается содружество композиторов, получившее название «Группы шести» или «Шестерки». Это — Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Л. Дюрей и Ж. Тайфер. Они стремились, чтобы их музыка выражала и новые
Гектор Берлиоз.
образы, и новые ритмы, чтобы в ней слышалось биение пульса больших современных городов (см. ст. «Европейская музыка XX в.»). Недаром одна из пьес А. Онеггера («Пасифик 231») передает движение могучего товарного локомотива. С нею рядом нужно поставить и «Регби» — другую его пьесу, «Прощание с Нью-Йорком» Ж. Орика, «Вальс телеграмм» Ж. Тайфер и созданный коллективно, всей «шестеркой», балет «Новобрачные с Эйфелевой башни».
Если проследить весь путь французской музыки, перед нами, словно в зеркале, предстанет вся история народа. Недаром один из великих писателей Франции — Ромен Роллан назвал родную музыку «цветком истории» и «песнью веков».
Люлли, Рамо, Госсек, Обер, Мейербер, Гуно, Бизе
В один из вечеров 1659 г. в замке Исси господина де ла Ге была поставлена пастораль на сюжет из сельской жизни. Подражая итальянской опере, ее авторы поэт П. Перрен и композитор Р. Камбер пытались внести в свое произведение элементы французской музыки. В ней было много инструментальных пьес, целый концерт для флейты. Успех был огромным, и
379