ской «большой оперы» (см. ст. «Из истории французской оперы»), но искренность чувств, раскрытие психологического содержания, чистота мелодического рисунка придают «Аиде» иной, более правдивый характер. Оркестр здесь значительно богаче и разнообразнее, чем в других операх Верди. Он играет важную роль: характеризует героев, окружающую обстановку, пейзаж. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный колорит.
Вслед за «Аидой», принесшей автору триумфальный успех, появляется одно из самых замечательных произведений Верди — «Реквием» (1874), написанный на смерть борца за свободу Италии — писателя Мандзони. Музыка «Реквиема» родственна операм Верди: она отличается образностью, глубокой выразительностью, красотой мелодий.
После «Аиды» в течение 15 лет Верди не писал новых опер. Это был период подготовки к новым творческим достижениям, период раздумий о путях итальянской оперы.
Музыка Италии 70—80-х годов переживала кризис, в ней господствовали безыдейность и подражательность. В такой обстановке 74-летний Верди создает шедевр реалистического оперного искусства — «Отелло» (1887). Характеры героев, напряженность драматического действия, трагическая развязка (смерть Дездемоны и Отелло) воплощены в музыке с подлинно шекспировской силой. Вместо увертюры прологом к опере служит сцена бури — возвращение Отелло на Кипр. Это не просто картина природы, она вводит в драму, дает характеристику Отелло — героя, любимца народа и Яго — злобного честолюбца. Замечательный финал третьего действия, в котором участвует много действующих лиц, при всей своей сложности написан ясно и классически стройно. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью.
Проходит несколько лет, и как национальное торжество отмечает Италия появление 26-й, последней оперы Верди — «Фальстаф» (1893) по мотивам Шекспира. Случай исключи-
Эскиз костюма Риголетто к опере «Риголетто» Дж. Верди. Художник М. И. Курилко. Большой театр. Москва. 1924.
тельный: 80-летний композитор создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести, юмора. Музыкальная характеристика действующих лиц, особенно Фальстафа, дана с необычайной для комической оперы глубиной.
Годы не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. Напротив, в исторической перспективе оно раскрывается во всем своем значении — подлинно новаторское, корнями глубоко вросшее в национальную почву, мужественное и оптимистическое.
На севере Италии, в провинции Тоскана, есть старинный городок Лукка. Здесь, на узенькой улочке виа ди Поджиа, на стене потемневшего от ветхости дома красуется памятная доска: «В этом доме 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно< живых традиций своей родины. Он создал легко запоминающиеся, правдивые и изящные мелодии, обогатив их новыми голосами жизни». Джакомо — один из шестерых детей местного учителя-музыканта — рано вынужден был: сам с большим трудом пробивать себе дорогу. Мальчик пел и играл на органе в церкви, зарабатывая себе на жизнь. Лишь в 18 лет он впервые услышал оперное пение. Рассказывают, как: он пешком отправился в соседний город Пизу, чтобы побывать на опере «Аида» прославленного Верди (см. ст. «Джузеппе Верди»). Там, на галерке старого театра, потрясенный величием вердиевской героической музыки, юный Пуччини поклялся стать оперным композитором.
Несколько лет Пуччини учился мастерству композиции в знаменитой Миланской консерватории. Сперва пробовал свои силы в симфонической и хоровой музыке, но главное его внимание привлекала опера. В то время — это было начало 80-х годов — в Италии уже угасала давняя традиция пышных романтических.
376