Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

трагедии. Музыка Монтеверди правдиво и глу­боко выражает душевные переживания геро­ев — тоску, восторг, гнев, скорбь. Для этого композитор использовал очень смелые и новые для его времени средства — певучие мелодии, выразительные речитативы, в которых словно слышались интонации человеческой речи, взвол­нованные возгласы, жалобные стоны. Оркестр Монтеверди ярко раскрывает содержание дра­мы: рисует обстановку действия (например, мрач­ное царство ада, куда попадает Орфей) и выра­жает чувства героев. Монтеверди — первый классик итальянской оперы; недаром многие композиторы более поздней поры учились на его творениях.

Почти сто лет отделяют от Монтеверди дру­гого крупнейшего композитора Италии, автора около 115 опер, Алессандро Скарлатти (1660— 1725). Его талант пышно расцвел в Неаполе, который принял от Венеции эстафету нацио­нальной оперы.

В творчестве неаполитанских композиторов, и особенно Скарлатти, установился жанр опер­ного спектакля, получивший название опера-сериа, т. е. серьезная опера. Сюжеты опер-сериа, историко-легендарные или мифоло­гические, обычно брались из жизни древних героев, полководцев и даже античных богов. Опера-сериа сыграла большую роль в истории итальянского искусства: в ней сложились определенные типы арий, речитативов, оркестровых вступлений, которые стали классическими.

Сцена из оперы «Риголетто» Дж. Верди. С гравюры  XIX в.

Главная художественная ценность опер Скарлатти — прекрасный, певучий мелодизм. Чисто итальянские, напоенные глубоким чувством, изящные и пластичные мелодии его льются ши­рокой волной; истоки их кроются в неаполитан­ской народной песне. Эти мелодии давали воз­можность развернуться в полную силу и про­звучать во всей красоте замечательным голосам итальянских певцов. Именно в недрах оперы-сериа сложился знаменитый итальянский стиль вокального исполнения — бельканто (см. ст. «Му­зыка Италии»).

После Скарлатти опера-сериа стала посте­пенно клониться к упадку. Но уже возникла и набирала силы тоже зародившаяся в Неаполе ее «младшая сестра» опера-буффа— комическая. Она своих героев находила в повсе­дневной жизни: среди цирюльников, слуг, мона­хов и т. д.

Зрителям все более по душе приходились задорные, веселые оперы-буффа, с их острым и занимательным действием, живыми дуэтами и другими ансамблями, сочными, правдивыми характеристиками персонажей. В музыке опер-буффа то и дело слышались мелодии и ритмы народных песенок и танцев. Это было действи­тельно демократическое искусство, которое про­тивостояло аристократической опере-сериа. Лучшие оперы-буффа в XVIII в. создали Д. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733), Д. Чимароза («Тайный брак», 1792).

Традиции итальянских опер проявились в искусстве других стран. Так, в жанре опер сериа и буффа пробовали свои силы Глюк, Гендель, Моцарт. «Золотым веком» итальян­ской оперы стал XIX век, ког­да она обрела великую силу, оказавшись тесно связанной с судьбами движения Рисорджименто, т. е. национально-осво­бодительной борьбой. «Бедной порабощенной Италии запре­щается говорить, она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца»,— писал Гейне. В театрах на представлениях опер Россини, Беллини и моло­дого Верди то и дело вспыхи­вали патриотические демонстра-

371