Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Незадолго до окончания тетралогии была написана музыкальная драма «Тристан и Изольда» (1859). Эта «древняя любовная песнь», как ее назвал автор, повествует о люб­ви и гибели юных влюбленных.

Самое светлое сочинение Вагнера — его опе­ра «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867) — о немецких народных певцах: о старом Гансе Саксе, хорошем башмачнике и искусном поэте; о юном рыцаре Вальтере,

которому вдохновение и любовь помогли сло­жить самую лучшую песню на состязании мей­стерзингеров, о его чистой и поэтической любви к молодой горожанке Еве.

Эта опера Вагнера — настоящий гимн во сла­ву свободного искусства. Она, как и вся музы­ка Вагнера, озарена тем светом сильной мысли, той жизненной красотой, которые делают бессмертными создания замечательных ху­дожников.

МУЗЫКА ИТАЛИИ

Италия издавна славится своей музыкальной культурой. Любовь к музыке и природную спо­собность к пению итальянцы унаследовали от своих предков — древних римлян. Еще во времена средневековья красочные народные напевы успешно соперничали здесь с суровыми хоралами католической церкви. Итальянцы по праву гордятся тем, что именно ими введены в жизнь многие музыкальные традиции, став­шие достоянием всего культурного человечества. Тосканский монах Гвидо из Ареццо, живший в XI в. н. э., создал и усовершенствовал совре­менную систему нотного письма. Зна­менитые итальянские мастера Амати, Стради­вари, Гварнери создали лучшие в мире об­разцы скрипок, до сих пор никем не превзой­денные. В итальянских городах эпохи Возрож­дения были открыты первые в мире консер­ватории — высшие учебные заведения, го­товящие композиторов, певцов и инструмента­листов. До сих пор люди во всех странах мира пользуются итальянскими музыкальными тер­минами: понятия соната, оратория, симфония, прелюдия, токката впервые родились в Италии; постоянно упо­требляемые слова пиано (тихо), форте (громко), аллегро (быстро), ларго (про­тяжно), анданте (умеренно) — слова италь­янские, не требующие перевода для жителей Милана, Рима или Венеции...

Итальянцы первые создали в самом начале XVII в. богатейший по своим художественным возможностям новый музыкальный жанр — оперу. С тех пор Италия гордится своей знаме­нитой оперной культурой (см. ст. «Из истории итальянской оперы»).

В XVII—XVIII вв. из среды итальянских музыкантов выдвинулись замечательные скрипачи, органисты, клавесинисты, создавшие классические формы инструментальной музыки (см. ст. «Музыка средневековья и эпохи Воз­рождения. Музыка XVII в.»).

В начале XIX в. в городе Генуе жил вели­чайший скрипач всех времен Никколо Паганини (1782—1840), чью игру считали волшебной

Никколо   Паганини.

чуть ли не дьявольской и чьи сочинения вдох­новляли Листа, Шумана, Брамса и других ком­позиторов-романтиков .

Если вы попадете в Геную, то на одном из домов прочтете слова: «Высокая честь выпала на долю этого скромного жилища: здесь 27 ок­тября 1782 года родился Никколо Паганини, непревзойденный мастер божественного искус­ства звуков. Звуки его искусства живут и се­годня, когда скрипачи играют замечательные сочинения Паганини. Искусство гениального

369