Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

вального и снова стремительно быстрого — композиторы-симфонисты с большой художест­венной силой воссоздают различные стороны действительности.

Музыкальные жанры не остаются неизмен­ными на протяжении веков. Так, в наше время в странах социалистического лагеря отмирают жанры вокальной церковной музыки. Зато появляются произведения новых жанров: му­зыка к кинофильмам, пионерские и комсомоль­ские песни, песни-марши борцов за мир и др.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ

Симфонический оркестр нашего времени — самый совершенный по своим исполнительским возможностям инструментальный коллектив. Возник он с началом расцвета симфонической музыки, во второй половине XVIII в. До XVIII в. оперно-балетные и концертные орке­стры составлялись из случайно подобранных музыкальных инструментов. В них участво­вали и такие теперь совершенно забытые инст­рументы, как сородичи скрипок — «галантные» виолы, лютни, напоминающие гитары. Один из предшественников рояля — клаве­син, или клавичембало (первое название французское, второе — итальянское), был ведущим инструментом, и на нем обычно играл руководитель оркестра — дирижер или

композитор. Для таких оркестров писали му­зыку Бах и Гендель. Но уже несколько десяти­летий спустя, когда создавали свои сочинения Гайдн и Моцарт, лютни и клавесины совсем вышли из употребления, а виолы сменились инструментами скрипичного семейства. Именно тогда в оркестре установился определенный со­став инструментов каждой разновидности. Зву­чание оркестра стало стройным и уравнове­шенным. Так появился классический оркестр, который впоследствии назвали малым сим­фоническим. В него входило 12—16 скри­пок, по 3—4 альта, виолончели и контрабаса, по паре духовых инструментов (флейты, гобои, фаготы, валторны, трубы), две литавры и иног­да барабан.

Шло время, в оркестре происходили свои перемены. Духовые инструменты совершенст­вовались. Это значительно увеличило их испол­нительские возможности и выразительность звучания. Прибавлялось число оркестрантов, появлялись новые инструменты, особенно вы­росла в XX в. группа ударных.

Если прежде почти не обращали внимания на характерные, присущие каждому инструмен­ту особенности тембра, не задумывались над тем, какому инструменту поручить исполнение данной мелодии, то начиная с Гайдна и Моцарта композиторы стали все полнее раскрывать го­лос каждого инструмента, создавая вырази­тельные музыкальные образы. Людвиг ван Бет­ховен обогатил краски оркестра, придал боль­шую стройность симфонической музыке.

Примерная схема расположения инструмен­тов в симфоническом оркестре. Струнные инструменты: 1— первые скрипки; 2— вто­рые скрипки; 3 — виолончели; 4 — альты; 5 —контрабасы; 6 —арфы; духовые инструменты: 7—флейты; 8—флейта пикколо; 9 — гобои; 10 — альт-гобой; 11 — кларнеты; 12 — бас-кларнет; 13 —фаготы; 14 — контра­фагот; 15—валторны; 16—трубы; 17—тром­боны; 18 — туба; ударные инструменты: 19 — ксилофон; 20 — колокольчики; 21 барабан малый; 22 — челеста; 23—литавры; 24 — треугольник; 25 — бубен; 26 — тарел­ки; 27 — там-там; 28 — барабан большой.

338