Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

бомбежками   зарисовывал  в   альбоме защитни­ков города, героев-моряков.

С документальной последовательностью рас­сказывали о буднях ленинградской блокады литографии А. Ф. Пахомова (р. 1900), о тех 900 днях, полных надежд и сомнений, когда город был отрезан от Большой земли. А поэтичные акварели В. В. Пакулина (1900—1951) донесли до нас облик Ленинграда того времени — стран­но безлюдные улицы, прекрасные площади и ансамбли, которые каждый час могли быть разрушены вражескими снарядами и бомбами. Многие произведения о войне были актуаль­ны, как плакат. Примером такого быстрого, своевременного ответа на события может слу­жить публицистическая по сути своей картина С. В. Герасимова «Мать партизана» (см. ст. «С. В. Герасимов» и илл., стр. 308). «Не забудем, не простим!» (1942)— так назвал Д. А. Шмаринов серию своих работ, рассказывающую о злодеяниях фашистов.

Литовский график Витаутас Юркунас (р. 1910) назвал цикл линогравюр почти газетным заголовком: «Зверства фашистских оккупантов» (1945—1946). Все до одной гра­вюры выполнены, как говорится, единым ды­ханием, взволнованно... Поднял руку офи­цер СС. Солдаты приго­товились к залпу. Но девушка-партизанка не дрогнула. Она глядит гордо и смело. Тупо сто­ят лопаты, ожидая ра­боты. Гнев и ненависть художника никого не ос­тавляют безучастными. Идет война, и фронт всюду. Враг подошел к Москве, и вот уже вы­росли на окраинах про­тивотанковые надолбы. И весь город под снего­вым свинцовым небом стал суровым, пригото­вился к битве. Тако­ва столица в картине А. Дейнеки «Окраина Москвы в 1941 г.», написанной призывно, почти с плакатной бро­скостью (1942, Третья­ковская галерея, Моск­ва; см. ст. «А. А. Дейнека»).

А.   Ф.   Пахомов.      На   Неву за водой (из    серии  «Ленинград в  дни   блокады»).

1942.   Литография.

Д.   А.   Шмаринов.   Мать  (из серии  «Не забудем,  не   простим!»).   1942. Бумага,   черная акварель, уголь. Государственная Третьяковская  галерея.   Москва.

311