Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Широта кругозора, прекрасное знание миро­вой скульптуры, постоянное совершенствование профессионального мастерства — вот что оп­ределяет многогранность ее творческой лич­ности. Она всегда была в первых рядах борцов за новое искусство.

Еще в начале своей деятельности В. И. Му­хина принимала активное участие в проекти­ровании революционных памятников (проекты памятников «Освобожденному труду»1919; «Пла­мя революции», 1922, и др.). В 1927 г. она сде­лала небольшую бронзовую фигуру «Ветер», интересную динамикой сопротивления человека стихиям, бурным порывам ветра (см. илл., стр. 40). В этом же году она создала обобщенный образ крестьянской женщины в скульптуре «Крестьянка», олицетворяющей волю и мощь человека — хозяина природы.

Одновременно скульптор много сил отдает портрету — и острохарактерному, выявляюще­му индивидуальные особенности модели, и бо­лее обобщенному, в котором собраны типиче­ские черты человека советской эпохи. Са­мое глубокое по содержанию портретное про­изведение Мухиной — портрет архи­тектора С. Замкова (1934—1935). У героя Мухиной гордая, красивая голова, энергичное волевое лицо, мощные широкие плечи и мускулистые руки. Она писала о за­мысле этой работы: «Кроме портретного сход­ства с человеком, я хотела воплотить в скуль­птуре синтетический образ строителя, его не­преклонную волю, его уверенность, спокой­ствие и силу... Почетное и славное дело совет­ского скульптора быть поэтом наших дней, нашей страны, певцом ее роста, воодушевлять народ силою художественных образов».

В 30-е годы, ознаменованные широким раз­витием строительства, Мухина много работала в области монументальной и декоративной пла­стики. Вершиной монументального творчества мастера была всемирно известная 24-метровая скульптура из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Па­риже. Сейчас эта великолепная скульптура — одно из лучших и популярнейших произведе­ний советского искусства — находится в нашей столице Москве перед входом на Выставку до­стижений народного хозяйства (см. илл., стр. 328-329).

Юноша и девушка в стремительном движении возносят вверх эмблему Советского государ­ства — серп и молот. Молодые и сильные, объ­единенные общим порывом вперед, они олицетворяют творческие созидательные силы со­ветского общества, его молодость и волю к победе. Эти образы стали символом прогрессив­ных сил всего человечества, гимном во славу свободного человека-творца.

Произведение Мухиной «Рабочий и колхоз­ница» языком скульптуры выражает идеи соци­алистического гуманизма. Оно замечательно новаторским художественным решением. Дина­мика композиции наглядно передает внутренний порыв героев. Мощное движение — гигантский шаг вперед, взлет несущих эмблему рук, склад­ки тканей, как бы раздуваемых встречным вет­ром, еще усиливают динамику группы. Серебристо-серый блеск стали повышает декоратив­ность скульптуры, делает ее легкой, как бы летящей. Обе фигуры объединены в целое еди­ным ритмом движения.

В. И. Мухина. Крестьянка. 1927. Бронза. Государственная Третьяков­ская галерея. Москва.

В этой работе Вера Игнатьевна Мухина выразила свое понимание

309