Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

катов художника могла бы стать эпиграфом к его творчеству.

Но искусство Дейнеки не однообразно. В конце 20-х годов он пишет такие большие монументальные картины, как «Оборона Петрограда» и «Перед спуском в шахту», строго и драматично запечатлев­шие людей, вносящих в мир силу рабочих рук, пролетарскую волю, с тем чтобы разбить врага, дать на-гора уголь. Черные силуэты людей на символическом белом фоне читаются тре­вожно и властно. Их поступь тяжела, решитель­на и по-своему благородна (обе в Третьяков­ской галерее, Москва).

В 30-е годы колорит Дейнеки теплеет. Мо­лодым здоровьем, бронзой мускулов светятся на палитре художника светло-коричневые, ро­зовые, золотистые краски. В картине «Мать» (1932) художник рисует женщину с уснувшим

на ее руках ребенком, крупным планом распо­лагает ее фигуру параллельно плоскости по­лотна, вызывая чувство уверенности, монумен­тальности. И рисунок, и охристые перламут­ровые краски передают состояние счастья, силы и красоты (см. илл., стр. 283).

В «Будущих летчиках» (1937; см. илл., стр. 304—305) Дейнека изобразил мальчи­шек. Они сидят на набережной южного города и следят за полетом гидроплана. В этой картине много солнца и света, простора, морского вет­ра. Изгиб набережной напоминает гигантский лук, с тетивы которого только что был пущен самолет. И за ним устремляется сейчас мальчи­шеская мечта...

В конце 30-х годов Дейнека создает мозаики для станции метро «Маяковская». Динамичные силуэты физкультурников, яркие плоскости самолетов, ветви плодоносящих яблонь, распо-

А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

295