Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.
Энкодер hohner. Схема энкодер магнитных карт.

комиссара» (1928; см. илл., стр. 299, и ст. «К. С. Петров-Водкин»). О новом строи­тельстве в Закавказье рассказывали полотна П. В. Кузнецова (1878—1968) («Строительство электростанции в Армении»), картины М. Сарьяна (см. ст. «М. С. Сарьян»).

Новые темы находят и такие признанные мастера, как П. П. Кончаловский (см. ст. «П. П. Кончаловский»), И. И. Машков. Так, Кончаловский пишет серию картин о новго­родских крестьянах, а Машков — жизнерадо­стные, очень полнокровные натюрморты («Снедь московская. Хлебы», 1924). Живо­пись этих художников, сочная, яркая, весомая, передавала оптимистическое ощущение эпохи, служила для молодых образцом мастерства.

В 20-х — начале 30-х годов все более после­довательно возрождались и развивались в жи­вописи многообразные традиции старого реа­лизма. Свое место в общем развитии искусства нашли лирические пейзажи И. Э. Грабаря (1871 — 1960), Н. П. Крымова (1884—1958), романти­ческие образы природы, созданные А. А. Рыловым, и многое другое.

Даже небольшой перечень имен показывает то большое количество «слагаемых», из которых в 20-е годы вырастала новая живопись.

Так же сложно развивалась скульптура и графика. Во многих районах СССР стоят памят­ники, воздвигнутые в 20-е годы. Самый извест­ный среди них — памятник В. И. Ле­нину скульптора И. Д. Шадра, установлен­ный в горной долине на плотине ЗАГЭС, не­подалеку от древней столицы Грузии Мцхеты (см. ст. «И. Д. Шадр»). В это же время ста­рейший русский скульптор Н. А. Андреев соз­дает «Лениниану» — серию портретов вождя, документальный и точный рассказ о жизни великого человека (см. илл., стр. 297, и ст. «Н. А. Андреев»). На выставках появляют­ся романтически взволнованные портреты за­мечательных революционеров работы Б. Д. Ко­ролева, великолепные произведения классика русской скульптуры А. С. Голубкиной (см. ст. «Русское искусство конца XIX—начала XX в.»).

В 1927 г., на последнем году жизни,

A. С. Голубкина создает произведение, кото­рое убедительно говорит о ее таланте и мас­терстве,— это хранящаяся теперь в Третья­ковской галерее «Березка».

Широкую известность приобретают и соз­данные в этом же году работы скульпторов B. Мухиной «Крестьянка» (см. илл., стр. 309, и ст. «В. И. Мухина») и И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата» (см. илл., стр. 298).

И. И. Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Обе скульптуры были пока­заны в Москве на выставке, посвященной 10-летию революции. «Булыжник» Шадра вошел в историю советской скульптуры как произве­дение, выражающее тот пафос борьбы и роман­тический порыв, которыми было проникнуто искусство 20-х годов.

На выставке, посвященной 10-летию рево­люции, зрители встретились и с новой работой автора памятника Карлу Марксу скульптора А. Т. Матвеева — «Октябрь». Три обнажен­ные фигуры — рабочий, крестьянин и красно­армеец — представители победившего народа. Художник не брал какой-то конкретный эпи­зод борьбы, а торжественно, возвышенно го­ворил о единстве трудового народа, о самом ве­личии идеи революции, сделавшей людей сво­бодными. Пластическое решение скульптуры — четкое, лаконичное — заставляет вспомнить о гармоническом искусстве русского классициз­ма. Ясная по мысли, благородная и простая, она стала символом Октябрьской революции.

В графике 20-х годов было много различных направлений. Но, пожалуй, наибольшую извест­ность получило в то время творчество В. А. Фа­ворского (см. ст. «В. А. Фаворский») и его уче­ников. Прекрасный мастер гравюры на дереве, художник-монументалист, выдающийся теоре­тик и педагог, Фаворский в начале 20-х годов стал влиятельной фигурой в советском искусст­ве. Наиболее полно он реализовал свой талант в

289