В. А. Серов. Портрет О. К. Орловой (фрагмент). 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.
увеличивает какие-то черты во внешнем и внутреннем облике человека. Не случайно многие современники Серова боялись позировать ему, хотя и мечтали иметь портрет, исполненный кистью мастера.
В последнее десятилетие своей жизни, словно повинуясь пафосу того общественного подъема, который переживала Россия. Серов стремится говорить такими образами, которые звучат в полную силу, в которых чувствуется законченность классического искусства. Маленькая картина 1907 г. «Петр Первый» построена так, что напоминает фреску. В ней все подчинено выражению великого порыва Петровской эпохи — эпохи страшной, но величественной, жестокой, но революционной (Третьяковская галерея, Москва).
О возрождении «в новом издании» классического стиля Серов думал и тогда, когда работал — в самые последние годы жизни — над картинами на античные сюжеты. Изображая мифологическую сцену похищения быком — Зевсом Европы или сцену из Гомера — «Одиссей и Навзикая», Серов думал о гармонии человека и мира, о красоте античной легенды, по-детски наивной, но просветленной, о живой, а не затертой многими поколениями бездарных художников классике.
Не только в живописи, но и в рисунке Серов достиг в последнее десятилетие творчества своеобразной классичности. Его поздние рисунки на редкость «экономны». Иной раз Серов не прибегает ни к штриховке, ни к так называемой затирке, он оставляет лишь один контур, которым смело и выразительно очерчивает фигуру или предмет. Эти линии в серовских рисунках красивы сами по себе. Они сообщают тем образам, которые воссоздает Серов, какой-то особый артистизм, изысканность, большую утонченность (см. илл., стр. 34).
Валентин Александрович Серов прожил немного. Он умер 46 лет. Но он успел сделать столько, что его творчества хватило бы на многие художнические жизни.
ИСКУССТВО НАРОДОВ РОССИИ XVIII-НАЧАЛА XX в.
Если вы когда-нибудь будете в Киеве или Львове, то обязательно посмотрите: в Киеве —Андреевскую церковь (1740—1750), построенную архитектором И. Мичуриным по проекту В. Растрелли, а во Львове — собор св. Юра (1745—1780) архитектора Б. Меретина. Кажется, что они не сложены, а вылеплены из камня руками умелых скульпторов — так живописны и причудливы их формы. Нарядно и внутреннее убранство этих церквей — там много резьбы и скульптур. Немало подобных живописных сооружений, созданных в XVIII в., встретим мы в Западной Украине, на Волыни. О великой фантазии украинского народа говорят деревянные церкви — то строгие и простые, то фантастически сложные. Особенно красивы церкви в Карпатах. В долинах, среди гор и лесов, они встают перед путешественником как сказочные терема.
При крупных монастырях (например, при Киево-Печерской лавре) существовали школы иконописи, мастерские, где учились, а потом
279