Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

Н. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

рыня Морозова» и др. (см. ст. «В. И. Су­риков» и илл., стр. 264, 256—257, 264—265).

Видное место в общем ряду достижений передвижнической исторической живописи за­нимают картины И. Е. Репина «Иван Гроз­ный и сын его царевич Иван», «Ца­ревна Софья», «Запорожцы».

Картина Николая Николаевича Ге (1831 — 1894) «Петр I допрашивает царе­вича Алексея в Петергофе» (1871) была одним из первых произведений русской исторической живописи, в котором художнику удалось достичь большой достоверности исто­рических характеров и обстановки. В столкно­вении между отцом и сыном Ге отразил основ­ной исторический конфликт рубежа XVII и XVIII столетий — столкновение силы и энер­гии петровских преобразований с рутиной ста­рой неподвижности и косности жизни.

Большой известностью пользовалось во вто­рой половине XIX в, искусство художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), рассказавшего суровую правду о войне. Верещагин создавал свои батальные произведения на основе личных впечатлений от поездок на театр военных действий, пользуясь этюдами и зарисовками с натуры. Одна из таких поездок оказалась для него роко­вой — он погиб в русско-японскую войну в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петро­павловск».

Основные циклы картин написаны Вереща­гиным на темы войны в Туркестане («Апофеоз войны», 1871 —1872; «Нападают врасплох», 1871), русско-турецкой войны 1877—1878 гг. («Шипка — Шейново», 1878—1879; все три в Третьяковской галерее в Москве) и Отечественной войны 1812 г. («На большой дороге», 1887 —1895, Истори­ческий музей, Москва).

Развитие русской скульптуры второй поло­вины XIX в. протекало в более сложных, чем развитие живописи, и менее благоприятных условиях. Потребность в монументально-деко­ративной скульптуре резко сократилась. Мож­но назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых во вто­рой половине XIX в. В первую очередь к ним следует отнести памятник А. С. Пуш­кину в Москве (1880) Александра Михай-

254