А. А. Иванов, Ветка. Конец 40-х годов XIX в. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
(К ст. «А. А. Иванов»)
В. Г. Перов. Последний кабак у заставы. 1868. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
(К ст. «Русское искусство второй половины XIX. в.»)
и подлых. Федотовский рассказ становится глубоким и убедительным — это итог долгих наблюдений и раздумий над жизнью и человеческими судьбами.
Незримо за смешными ситуациями и незадачливыми героями встает страшный мир, в котором живут мелкие людишки, в котором процветает пошлость и царит чудовищная несправедливость.
Этой обличительной сути федотовских картин нельзя было не заметить. Не случайно, когда царское правительство, испугавшись революций, прокатившихся по Европе, и собственного «дела петрашевцев», обратило все возможные средства против свободомыслия, меценаты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать. Но Федотов продолжал творить. В последние годы жизни он создает свои прекрасные жанровые картины «Вдовушка» (1851 —1852), «Анкор, еще анкор!» (ок. 1851), «Игроки» (1852). Здесь уже не остается места для смеха. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о бедном, несчастном человеке, сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы. В «Игроках» и «Анкор, еще анкор!»1 художник рассказывает о людях, которые томятся, пребывая в безделье, ни во что не веря, ни на что не надеясь, зря коптя небо. Эти картины — гневный протест против николаевской России. В них словно собрана вся душевная боль Федотова, вся томившая его тоска.
Федотов долго не сдавался, но жизнь все же одолела его. Последние месяцы он провел в лечебнице для душевнобольных и скончался там 14 ноября 1852 г. А слава его продолжала расти и после смерти, по заслугам возведя его в ранг великих русских живописцев.
РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Шмельков, Перов, Крамской, Репин, Поленов, Суриков, Ге, Верещагин, Опекушин, Антокольский
События Крымской войны 1853—1856 гг., ее неудачи и поражение, затем смерть Николая I словно разбудили Россию. Все в ней зашевелилось, все пришло в движение. В деревнях заволновались крестьяне, в городах — студенты. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала для всех очевидной. Наконец, 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене крепостного права, признав, что лучше отменить рабство сверху, чем ждать, пока его отменят снизу.
Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели ее старых принципов и правил. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», сформулировавшего основное требование нового поколения к искусству.
Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка пре-
красного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявления. «Прекрасное есть жизнь»,—утверждал Н. Г. Чернышевский; но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней свое суждение, свой приговор. Деятельность художника лишь тогда может получить общественное оправдание, когда он сделает свое искусство учебником жизни.
Художники горячо взялись за осуществление эстетической программы, начертанной революционной демократией. Их внимание все более и более привлекала действительность. Все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося «низким» и недостойным высокого назначения искусства, появлялось на выставках. Газеты и журналы запестрели многочисленными карикатурами, обличавшими угнетение и бесправие крестьян, высмеивавшими низкопоклонство и взяточничество чиновников. Русская графика никогда еще не была столь смела и злободневна. Имена авторов сатирических рисунков — художников
1 «Вдовушка» исполнена Федотовым в трех вариантах. Первый хранится в музее города Иваново; второй и третий — в Третьяковской галерее в Москве, там же и картина «Анкор, еще анкор!»; картина «Игроки» — в Киевском музее русского искусства.
249